Программа шевченко основы православной культуры. Л

Программа курса внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

2016-2017 уч. г.

    Пояснительная записка

Нормативные документы , обеспечивающие реализацию программы:

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 № 145-ФЗ. от 06.04.2015 № 68-ФЗ) // ;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // ; ;

    3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38) // ; ;

    Закон Калужской области «Об образовании в Калужской области» от 19.09.2013 № 895 (в ред. от 27.11.2015г. № 15-ОЗ);

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования // ;

Программа курса составлена на основе Авторской программы учебного предмета «Основы православной культуры» (1-11 годы обучения) Л.Л. Шевченко (сборник Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования. Изданние 5-е. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2012. – 186с.) и Рабочей программы по учебному предмету «Основы православной культуры семьи» для общеобразовательных организаций, составитель протоиерей Б.И. Пивоваров.

Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.

Цели курса:

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

Формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

Формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

Программа курса рассчитана на пять лет обучения; один час в неделю, всего 174 часа .

1 год обучения – 11-12 лет - 35 часов;

2 год обучения – 12-13 лет – 35 часов;

3 год обучения – 13-14 лет – 35 часов;

4 год обучения – 14-15 лет - 35 часов;

5 год обучения - 15-16 лет – 34 часа.

    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять информационный поиск;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

Знакомство с основами религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

3. Содержание курса внеурочной деятельности (1 год обучения)

Раздел 1.Основы православной культуры (10 ч.)


Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура.
Духовная культура и еѐ характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы
христианства.

О чѐм рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.

Почитание святых. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека».

О чѐм рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке . Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.

Христианские радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура
рассказывает о мире Небесном.
Спасение человека Богом – основное содержание православной
культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы
христианской православной культуры. В чѐм заключается смысл красоты православного искусства?

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящѐнный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. О чѐм рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные
источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская
азбука. Еѐ создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые
книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.

Раздел 2. История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир (25)

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.

Золотая цепь святых. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.

Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чѐм проявлялась любовь христиан к врагам?

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.

Повторительно-обобщающий урок. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан . Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианскоговероучения от ересей.

Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.

Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?

Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой и
добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к
спасению.

Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.

Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.

Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесѐнная Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.

Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых».

Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «История христианской Церкви».

2 год обучения Святая Русь (10-17 века)

Первые христиане на Руси. Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали» Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки.. Верования славян. Первые КНЯЗЬЯ Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу. Первый русский митрополит Михаил. Первые школы на Руси.. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Иларион и его сочинение «Слово о законе и благодати ». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира - храмы, названные в его честь.

Первые святые Руси - князья Борис и Глеб. Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. Мученики -страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.

Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь.

Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры. Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский.

Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божи-ей Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

Русские святые времен татарского нашествия. Междоусобная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя?

Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в событиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду.. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.

История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». История ее написания митрополитом Петром.

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского.

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподобный Сергий русских князей.

Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман. Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий.. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбс-кая» с житием преподобных Зосимы и Савватия.

Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.

Святые Нил Сорокин и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.

Свирский чудотворец. Какими подвигами прославился святой Александр Свирский?. Явление Святой Троицы преподобному Александру. Добродетели, которыми прославился святой. Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля. Святые обители, связанные с именем преподобного: Введено-Оятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери ».

История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ».

Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.

Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.

Святыни Соловецкого монастыря. Иконы, посвященные святителю.

Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.

. Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.

СВЯТАЯ РУСЬ 18 - 20 ВЕКА. (34 ч)

Тема 1. Церковная реформа Петра I .

Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Святой Иоанн Русский. (2 ч)

Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.

Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.

Почитание памяти святых.

Тема 2. «Блестящий» 18 век.

Святитель Тихон Задонский. (2 ч)

Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II . Закрытие монастырей.

Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.

Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.

Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.

Тема 3. Святые 19 века.

Преподобный Серафим Саровский. (3 ч)

Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.

Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви. Добродетель милосердия.

Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.

Тема 4. Святые 19 века.

Святитель Филарет, митрополит Московсий. (2 ч)

Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя. Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени.

Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль.

Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. (2ч)

Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев. Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной.

Тема 6. На рубеже веков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (2 ч)

Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников. Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчеств Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков. Любовь святого к Богу.

Тема 7. Царственные мученики. (2 ч)

Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи. Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II .

Иконографмя Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.

Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские. (3 ч)

Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Венимиамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа. (3 ч)

Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников.

Бутовский полигон – место покаяния. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.

Тема 10. Православная культура России свидетельствует. (3 ч)

Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла. О чем рассказывают песнопения Всенощной.

Тема 11. Православная культура в жизни христиан. (3 ч)

Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви.

Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьба православных храмов и судьба православных христиан.

Тема 12. Золотая цепь святых. (4 ч)

Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная. Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели.

Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.

Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.

Резерв. (3 ч)

Формы организации курса внеурочной деятельности:

Кружок с элементами проблемных заданий, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.

Виды деятельности:

слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, игры на тему нравственного выбора, доклады и др.

СЕМЬЯ В КАЛЕНДАРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ (34 ч)

Тема 1. Смысл жизни христианской семьи. (1ч)

Родина. Отчий дом – самое родное место на земле. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Православная культура рассказывает об Отечестве земном и небесном. Отец небесный. Жертвенная любовь. Чему учат христиан заповеди Божии. Живая любовь. Примеры милосердной любви христианских святых. Современная жизнь и милосердие к ближнему. Иконы, рассказывающие о милосердном служении. Поучения святых о семье.

Тема 2. Семья церковная. (1 ч)

Семья церковная – семья Христова. Отец Небесный, Матерь Божия, святые, все христиане – Церковь Христова. Братья и сестра во Христе. День рождения семьи церковной. Как организована жизнь христиан. Церковные богослужения. Начало церковной жизни в Таинстве Крещения. Таинство Причастия. Православный храм дом Божий.

Тема 3. Рождение христианской семьи. (1 ч)

Муж и жена. Благословение Божие на создание семьи. Чудо в Кане Галилейской. Рождение христианской семьи в Таинстве Брака. Обручение и венчание. Отличия таинства брака и гражданского брака. Семейные обязанности. О мужественности, о женственности. Грех прелюбодеяния. Целомудрие.

Тема 4. Благочестивая семья. Родители и дети. (1 ч)

Чему христиане учили своих детей. Заповеди Божии. Послушание. Благочестие. Семья – малая церковь. Вера в жизни христианской семьи. Воспитание христианских добродетелей.

Тема 5. Жизнь семьи в круге церковного календаря. (1ч)

История церковного календаря. Как на Руси высчитывали дни. Евангелие учит христиан ответственности. Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Когда наступает новый год про церковному календарю. Столпничество. Православные традиции жизни русской семьи. О родительском долге, о воспитании души ребенка.

Тема 6. Ритм жизни христианской семьи. Богослужения. (1 ч)

Как была устроена церковная жизнь христиан. Богослужебные круги: суточный, недельный. Вечерня. Повечерие. Полуночница. Литургия. Православное богослужение.

Тема 7. Православные праздники – школа жизни христиан. (1 ч)

Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники. Православные традиции жизни. Годовой круг богослужения. Господские праздники. Двунадесятные праздники. Праздники переходящие и непереходящие.

Тема 8. Православные праздники – школа жизни христиан. (1 ч)

В чем состоит подвиг семейной жизни. Что являлось главным в жизни христианской семьи. Примеры святых семей. Святые покровители семьи. Обращение в христианской семье мужа и жены друг ко друг.

Тема 9. Рождество Пресвятой Богородицы. (1 ч)

Какую радость несло миру событие Рождества Богородицы. Церковные песнопения праздника рассказывают о Божественном домостроительстве спасения. Путь святых праздников – путь спасения человека. К чему призывала Церковь христиан в день Рождества Пресвятой Богородицы. Святые родители Девы Марии. О почитании Матери Божией на Руси рассказывают христианские традиции семейной жизни.

Тема 10. Воздвижение Креста Господня. (1 ч)

Может ли в празднике соседствовать радость и скорбь. Что чествуют в православный праздник Воздвижения. Непобедимое оружие Креста.История и смысл праздника Воздвижения. Место в православном календаре праздника Воздвижения. Почему Крест Господень называют Животворящим. Что такое подвижничество. О радости подвига во имя Христа. Традиции праздника Воздвижения на Руси.

Тема 11. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. (1 ч)

Материнское благословение. История праздника. Почему праздник Покрова Богородицы отмечался только на Руси. Рассказы из русской истории о чудесной помощи Богородицы. О народных традициях праздника.

Тема 12. Праздник Архистратига Михаила

и Небесных Сил бесплотных. (1 ч)

На пути к встрече Богомладенца Христа. Небесные заступники христиан. Смысл праздника Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. Какие ангельские чины почитаются христианами. Собор святых ангелов.

Тема 13. Введение во храм Пресвятой Богородицы. (1 ч)

Смысл праздника. Богоизбранная Отроковица. Дева Пречиста – невеста Божия. Христианские добродетели. Рассказ о традициях и обычаях праздника в народном быту и в фольклоре. Праздничные песнопения. Рождественский пост. Филипповки в христианской семье.

Тема 14.Праздник Рождества Христова. (3 ч)

Череда Господских праздников. Христиане следуют по пути Христа. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Кто из пророков предвозвестил о рождении Христа. О дарах волхвов. О православных традициях праздника Рождества Христова.

Тема 15. Праздник Крещения Господня. (1 ч)

Богоявление. О чем говорил людям праздник Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн. Почему его называют Предтечи. Песнопения праздника. Православные традиции праздника. Великое освящение воды. Святая агиасма.

Тема 16. Сретение Господне. (1 ч)

Смысл праздника. Встреча в Иерусалимском храме. Песнопения праздника и богослужение всенощной. История происхождения иконописного изображения Матери Божией «Семистральная».Народные обычаи и народный фольклор рассказывают о Сретении.

Тема 17. Великий Пост. (2 ч)

Прощеное воскресение. За что христиане просят прощение. Пост – подготовительные дни к празднику. В чем заключается истинный пост. О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста. Почему пост назван Великим. Прообразы поста в Евангелии. Смысл подготовительных недель поста. Лествица недель Великого поста.

Тема 18. Благовещение Пресвятой Богородицы. (1 ч)

Духовный смысл праздника. О каких пророчествах напоминает праздник.

Добродетели Девы Марии. Обычаи праздника Благовещения на Руси. Как проводила праздничный день христианская семья.

Тема 19. Вход Господень в Иерусалим. (1 ч)

Цветоносный праздник церковного календаря. Преддверие праздника – чудо воскрешения Лазаря. Последовательность евангельских событий. Праздник вайи – Вербное воскресение. Народные обычаи праздника. Праздник в православном храме. Песнопения праздника. Смысл иконописного изображения.

Тема 20. Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя. (2 ч)

Неделя Страстей Христовых. Страстная неделя в храме. Почему каждый день недели назван великим в православном календаре. Уклад жизни православной семьи в дни Страстной недели. Традиции страстной недели на Руси.

Тема 21. Воскресение Христово. (2 ч)

Самый великий праздник православного календаря. Почему он не входит в число Двунадесятных. События праздника и его духовный смысл. Пасха – переход от смерти к жизни. Как праздновали Пасху в православной семье. Народные традиции праздника на Руси. Иконография праздника. Радоница.

Тема 22. Вознесение Господне. (1 ч)

Прощание Христа с учениками и напутствие Его.

История и смысл праздника. Песнопения праздника. Вознесеньев день – традиции и обычаи праздника на Руси. Торжество и скорбь в иконе праздника.

Тема 23. Праздник Святой Троицы.(2 ч)

Почему Праздник Святой Троицы называется и праздником Пятидесятницы. Завершение божественного домостроительства. Создание Церкви Христовой. История и духовный смысл праздника. Песнопения праздника. О традициях и обычаях праздника Троицы на Руси.

Тема 24. Царственный праздник Преображения Господня. (1 ч)

Праздник Преображения в православном календаре. История праздника и его духовный смысл. Почему праздник стоит последним в череде Господских праздников. О чем напоминает христианам этот праздник. Чудо Фаворского света. Народные обычаи на Руси.

Тема 25. Успение Божией Матери. (1 ч)

Завершение праздников православного календаря. О чем напоминает христианам православный календарь. Духовный смысл события праздника. Успенский пост. Песнопения праздника. Успеньев день на Руси – традиции праздника.

Резерв учителя. (3 ч)

Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения.

Творчество. Православные мастера и их творения

Творец. Божественное творчество. Божественная любовь. Мироздание. Дар творчества. Что такое православное творчество? Созидание храма души человека.

Соработничество. Православные мастера и их творения. Человек творящий. Церковное искусство Литургическое пространство православного храма. История развития храмостроения.

Храмостроительство Византии. Храмовое искусство Запада Древнерусское зодчество и его мастера.

Иконопись и иконописцы. Смысл и содержание иконы. Первохристианское искусство.

Церковное искусство Византии. Древнерусская иконопись. Сюжеты и образы древнерусской иконы Как устроен иконостас православного храма? Святые иконописцы Руси и их творения.

Церковное музыкальное искусство. Музыка в православном богослужении История церковной музыки. Святые создатели церковных песнопений Песнопения Всенощной Размышления о Божественной Литургии. Изображения песнопений и певцов в церковном искусстве

Обсуждаем-размышляем. «Сохраняет ли современный человек дар творчества?

Формы организации

индивидуально-групповые; фронтальные. Методами обучения по предмету являются:

объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, проектно-исследовательский. На

уроке используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное

обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектной деятельности.

Преобладающей формой текущего контроля являются тесты, тематические сообщения,

проекты.

Виды деятельности:

слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, инсценировки, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, доклады и др.

    Тематическое планирование.

1 год обучения

Раздел 1.Основы православной культуры

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»?

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан.

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Монастырь – центр христианской православной культуры.

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.

Для чего построен и как устроен православный храм?

Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?

Красивый мир церковнославянской азбуки.

Экскурсия в храм.

Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

Святые дети – мученики за веру.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых.

Мудрость жизни христиан.

Святые воины.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Ефрем Сирин.

Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Итоговый урок.

итого

2 год обучения

I четверть

«Святая Русь (10-17 вв)

Первые христиане на Руси

Первые святые Руси - князья Борис и Глеб

Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры

Русские святые времен татарского нашествия

«Святая Русь (10-17 вв)».

II четверть

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий

Радонежский и

святой благоверный князь Димитрий Донской

Рождественский праздник.

Повторение по теме: «Святая Русь(10-17 вв)».

III четверть

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие -

Зосима, Савватий и Герман

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии

Свирский чудотворец

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.

Повторение пройденного материала по теме « Святая Русь (10-17 вв).

IV четверть

Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский.

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет.

Исправление церковных книг. Патриарх Никон.

Повторение пройденного по теме « Святая Русь (10-17 вв)».

Итоговый урок

Итого

35

3 год обучения

Церковная реформа Петра I . Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский

Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский

Великие старцы Оптиной Пустыни

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Царственные мученики

Новомученики и Исповедники российские

Христианские мученики ГУЛАГа

10.

Православная культура России свидетельствует

11.

Православная культура в жизни христиан

12.

Золотая цепь святых

13.

Экскурсия по святым местам Калужской земли

14.

Повторение

Итого

35

4 год обучения

Смысл жизни христианской семьи.

Семья церковная.

Рождение христианской семьи.

Благочестивая семья. Родители и дети.

Жизнь семьи в круге церковного календаря.

Ритм жизни христианской семьи. Богослужения.

Православные праздники – школа жизни христиан.

Рождество Пресвятой Богородицы.

10.

Воздвижение Креста Господня.

11.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

12.

Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных.

13.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Праздник Рождества Христова.

Праздник Крещения Господня.

Сретение Господне.

Великий Пост.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Вход Господень в Иерусалим.

Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.

Воскресение Христово.

Вознесение Господне.

Праздник Святой Троицы.

Царственный праздник Преображения Господня.

Успение Божией Матери.

Экскурсии по святым местам.

Итоговый урок.

Итого

35

5 год обучения

кол-во

часов

Часть 1. Божественное творчество. Божественная любовь. Мироздание

1

Тема 1. Дар творчества. Что такое православное творчество?

2-4

Тема 2. Божие мироздание. Бог - Творец.

5-6

Тема 3. Созидание храма души человека.

7

Контрольная работа по теме « Божественное творчество. Божественная

любовь. Мироздание»

Часть 2. Соработничество. Православные мастера и их творения

Человек творящий.

8

Тема 4. Церковное искусство

9

Тема 5. Литургическое пространство православного храма

10

Тема 7. История развития храмостроения

11

Тема 8. Храмостороительство Византии

12

Тема 9. Храмовое искусство Запада

13-14

Тема 10. Древнерусское зодчество и его мастера

15

Контрольная работа по теме «Соработничество. Православные мастера и их творения. Человек творящий»

Иконопись и иконописцы

16

Тема 11 .Смысл и содержание иконы

17

Тема 12.Первохристианское искусство

18

Тема 13.Церковное искусство Византии

19-21

Тема 14.Древнерусская иконопись

22

Тема 15.Сюжеты и образы древнерусской иконы

23

Тема 16.Как устроен иконостас православного храма?

24-25

Тема 17.Святые иконописцы Руси и их творения

Церковное музыкальное искусство

26

Тема 18.Музыка в православном богослужении

27

Тема 19.История церковной музыки

28

Тема 20.Святые создатели церковных песнопений

29

Тема 21. Песнопения Всенощной

30

Тема 22. Размышления о Божественной Литургии

31

Тема 23. Изображения песнопений и певцов в церковном искусстве.

32

Тема 24.Сохраняет ли современный человек дар творчества?

33

Контрольная работа по темам «Иконопись и иконописцы» и « Церковное музыкальное искусство»

34

Итоговое повторение за курс 9 класса

Итого

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

    Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.- 160 с.

    Рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 9 кл. общеобразовательных организаций, составитель протоиерей Б.И. Пивоваров. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского - 2015.

    Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие]: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

    Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения». Книга 1. Изд-е 3-е. – М.Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. 128 с.

    Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения». Книга 1. Изд-е 3-е. – М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. 144 с.

    Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя»: 5 год обучения. – М:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 176 с.

    Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

    Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие]: 6 и 7 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 112 с.

    Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя: 7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 – 192 с.

    Шевченко Л.Л., Православная культура: учебное пособие 8 года.Книги1. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2008.

    3. Шевченко Л.Л., Православная культура: учебное пособие 8 года.Книги2. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2008 – 144 с.

    4. Шевченко Л.Л., Православная культура: учебное пособие 8 года.Книги3. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2008 – 128 с.

    5. Шевченко Л.Л., Православная культура: Методическое пособие для учителя: 8 года обучения. - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2008.- 192 с.

    Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

    Видеолекции А.И. Осипова.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Васильевская основная общеобразовательная школа

Обсуждено и принято «Утверждаю»

педагогическом совете школы Приказ от « »августа 2016г. №

Протокол № от « » августа_2016г. Директор_____________/Тарасов И.В./

(подпись)

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

Уровень общего образования: начальное общее образование, 3 класс.

Количество часов: 33

Учитель: Полупанова Алла Алексеевна

Программа разработана на основании авторской программы Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

I .Планируемые результаты освоения курса

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов православной культуры.

Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций:

    Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

    проговаривать последовательность действий на занятии;

    учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

    учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

    находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

    умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

    слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

    совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

    учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    привлечение родителей к совместной деятельности.

Освоение школьниками учебного курса «Основы православной культуры» должно обеспечить следующие предметные результаты :

    понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

    формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

    знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

    укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Под систематическим историко-культурным изучением православной традиции понимается знакомство школьников с основными понятиями христианской культуры, разъяснение им основ православного миропонимания, основных христианских нравственных ценностей и их преломления в важнейших сферах традиционной отечественной культуры: искусстве, семейно-бытовых отношениях, письменности.

Уроки носят культурологический характер, раскрывают духовные основы отечественной культуры, показывают культуро-образующую роль Православия для России и обеспечивают необходимый минимум содержания духовно-нравственного историко-культурологического образования.

Содержание изучения предмета «Православная культура» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).

Для этого в 3 классе выделяются следующие разделы:

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях.

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека.8ч

Радость православной веры.10ч

О чем рассказывают создатели православной культуры.

Формы и средства контроля

Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера.

Материалы для организации контроля

Тест по итогам 1 четверти. «Радостный мир православной культуры»

Тест по итогам 2 четверти. «Православная культура в жизни людей»

Тест по итогам 3 четверти. «Радость православной веры»

Тест по итогам 4 четверти. «О чем рассказывают создатели православной культуры»


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок; запланировано проведение экскурсии, встреча со священнослужителем. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Используются типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

При организации учебной деятельности на уроках православной культуры применяется деятельностный подход. Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

    Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.

    Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности)

    Принцип минимакса – заключается в следующем: школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

    Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1час в неделю), в том числе на проведение проверочных (тестового характера): 4 ч, экскурсий: 1ч. ФАКТИЧЕСКИ ПРОВЕДЕНО 33 ЧАСА В СВЯЗИ С ПРАЗДНИЧНЫМ ДНЁМ 24 .02.

    Календарно-тематический план

Тема урока

Часы уч

Характеристика основной деятельности ученика

Дата проведения

Примечание

Красота и радость в жизни людей.

Толковать понятия «Красота нерукотворная» Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Буквица славянская. История азбуки.

Познакомиться с историей появления азбуки.

Праздники – радости сентября.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения о Рождестве Пресвятой Богородицы.

Православный храм – дом Божий.

Обсудить: зачем и для кого строят храмы.

О чем рассказывают иконы.

Выяснить когда появилась первая икона. Знакомство с репродукцией некоторых икон.

Радостный мир православной иконы.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Познакомить с понятием АКАФИСТЫ, КИВОТ.

Скорби и торжество в православной иконе.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Повторение.

Тестирование по итогам

1 четверти: «Радостный мир православной культуры»

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания.

Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.

Познакомить с историей появления праздника « Покров Пресвятой Богородицы» Познакомить с понятием ОМОФОР.

Радостные гимны Романа Сладкопевца.

Анализировать прочитанное произведение. Анализировать поступки героев, различать добро и зло

Какими законами Бог сохранял красоту мира.

Познакомить с историей построения Вавилонской башни. Выяснить, что повелел Бог Моисею.

Синайское законодательство.

Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. Выяснить о чём говориться в заповедях.

История царя Давида. Псалтирь.

Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Анализировать почитанные произведения.

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

Тестирование по итогам

2 четверти: «Православная культура в жизни людей»

Познакомиться с историей изгнания торгующих из храма Выяснить, что означает СКИНИЕЙ.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

Что мы видим в православном храме.

Сформулировать вывод о поведении человека в храме, об ответственности за свои за его поступки.

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

Познакомиться: как Пророки учили людей. Обсудить одну из главных христианских заповедей - проявление любви к людям

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

Познакомиться с историей Рождества Христова.

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.

Выяснить, чему радовался старец Симеон.

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

Анализировать жизнь и деятельность Иоанна Крестителя. Выяснить, к чему Иоанн призывал людей.

Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.

Познакомиться с Таинством, в котором христиане соединяются с Богом. Выяснить, для чего Бог пришел к людям.

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.

Анализировать прочитанное. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

Анализировать прочитанное. Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем.

Радость послушания. Дети и родители.

Анализировать поступки Авраама, описывать его характер, поступки детей Ноя. Сформулировать вывод о послушании детей, о почитании родителей.

«Небесное веселье». Христианские мученики.

Анализировать поступок воинов-мучеников.

Радости православной веры.

Тестирование по итогам

3 четверти: «Радость православной веры»

Анализировать прочитанное произведение. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

О чем рассказывают создатели православной культуры?.

Обсудить и сделать вывод о красоте в православной культуре.

Благовестие спасения

Познакомить с историей воскрешения Лазаря. Узнать о входе Господнем в Иерусалим.

Воля Божия и воля человеческая.

Выяснить, чему учил Христос учеников. Узнать, кто такие АПОСТОЛЫ.

Праздник праздников. Торжество торжеств.

Познакомиться с событиями Страстной недели и Христова Воскресения

Радость праведных.

Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными.

Защита веры. Святые люди.

Анализировать прочитанное. Извлекать из учебников и дополнительных источников необходимую информацию Святых людях

Доброта и милосердие христианина.

Какой он, христианин?

Тестирование по итогам

4 четверти: «О чем рассказывают создатели православной культуры»

Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои

Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

К утверждению Зам. Директора по УВР

Протокол заседания МО ________________Попова И.А

МБОУ Васильевской ООШ (подпись)

Руководитель МО (Полупанова А.А.)

Данные программные материалы являются основой учебно-методических комплектов «Православная культура» для 1-11 годов обучения. Комплекты прошли массовую экспериментальную проверку в общеобразовательных школах и рекомендованы Министерствами и Управлениями образования Калининградской, Московской, Белгородской, Тульской областей , Краснодарского края, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и широко используются в школах разных регионов России, стран СНГ, зарубежных стран.

Данные комплекты могут быть использованы:
I. В общеобразовательных школах : - в рамках базового учебного плана при преподавании самостоятельного учебного предмета "Православная культура" ("Духовно-нравственная культура"); - в составе предмета "История мировой религиозной культуры" как его раздела - "Христианская православная культура".
II. В системе дополнительного образования : факультатив "Православная культура" и кружок.
III. В конфессиональных школах : в воскресных школах, православных гимназиях.
За разработку концептуальных основ предмета, программы и учебно-методических комплектов "Православная культура", учебного пособия "Духовное краеведение Подмосковья" автор была награждена орденами преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви, памятным знаком губернатора Московской области, медалью за выдающийся вклад по духовно-нравственному воспитанию жителей Приморского края .

НАШИ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ: Телефоны: 8 (499 ) , 8 06
Факс: 8 (4
E-Mail: tradition @

Учебное пособие «Православная культура» является частью учебно-методического комплекта для второго года обучения и входит в состав пособий «Православная культура» для полной средней школы. Комплект для второго года обучения в начальной школе состоит из учебного пособия, методического пособия для учителя, наглядного пособия «Иллюстрации» и музыкального пособия «Звуковая палитра». Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников. Комплект разработан на основе опыта преподавания предмета «Православная культура», прошел массовую апробацию в общеобразовательных школах России, стран СНГ, зарубежных стран. Комплекты «Православная культура» рекомендованы Министерством образования Московской области для использования в общеобразовательных школах в системе дополнительного образования.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Приближалось время Христова Рождества. Ангел уже возвестил Иосифу об этом.
Незадолго до Рождества царь повелел произвести пёрепись всех подвластных ему народов. Каждый человек должен был записаться в своём родном городе. Для Марии и Иосифа таким городом был Вифлеем.

Когда они прибыли туда, оказалось, что все дома и гостиницы уже заняты. Им пришлось разместиться на ночлег за городом в пещере. Во время непогоды пастухи загоняли туда скот. Здесь Дева Мария родила Сына Иисуса Христа.

Первыми о Рождении Христа узнали пастухи, которые стерегли свои стада в поле. Перед ними появился ангел и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне (теперь) родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь».

Вслед за этим явилось на небе много ангелов. Они пели: «Слава на небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям».
Придя в пещеру, пастухи поклонились родившемуся Спасителю и Его Матери - Пресвятой Деве Марии.
Вскоре в Вифлеем прибыли знатные волхвы (мудрецы). Они занимались изучением звёзд. Чудесная звезда, появившаяся на небе, возвестила им о рождении Спасителя и указала путь к Нему. Мудрецы поклонились Богомладёнцу и принесли Ему в дар золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло).

Оглавление
Тема 3
ПРАЗДНИКИ-РАДОСТИ 5

Чему мы радуемся зимой? 7
Праздник Рождества Христова 16
Зимние радости. Святки 23
Праздник Крещения 28
Праздники в нашем доме: день Ангела,
день рождения 34
Праздник Дня защитника Отечества 39
Радости Масленицы. Прощёное
воскресенье 46
Как люди предали Христа 50
Тема 4
ПАСХА: ЦВЕТА И ЗВУКИ ВЕСНЫ 57

Весенние радости 59
В ожидании праздника 67
Какого цвета праздник Пасхи? 71
Праздник Дня Победы 81
Родословие моей семьи 88
Мои обязанности 99
Вопросы и задания для повторения 108.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Православная культура, 1-й год обучения, Книга 2, Шевченко Л.Л., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В настоящее время пять учебников по Основам православной культуры получили гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Этот гриф подтверждает соответствие учебника требованиям Русской Православной Церкви. Эти издания включены в федеральный перечень учебников.

Это учебники:

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.Янушкевичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник».

Учебник содержит массу примеров из обыденной жизни, понятно и доступно иллюстрирующих суть ценностей православной веры для младших школьников; адекватно возрастным особенностям обучающихся раскрывает традиции православного христианства, особенности его обрядности; раскрывает во всей полноте идею христианской любви к ближнему, способствует принятию нравственных заповедей христианства через повседневную практическую деятельность обучающихся.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Кураев А.В. 4 кл. ООО «Издательство Просвещение»

Учебник выпущен издательством «Просвещение» перед началом апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 гг. Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебник знакомит учащихся с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Учебник одобрен Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. 4 (4-5) «ООО Дрофа»

Учебник знакомит с традициями и ценностями православной культуры, ее ролью в развитии России.

В Учебно-методический комплекс ходит электронное приложение, размещенное на сайте издательства «Дрофа», а также рабочая программа и методическое пособие, содержащее комментарии ко всем урокам. Учебник готовился к изданию при плотном взаимодействии авторов, специалистов издательства «Дрофа» и сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации. В процессе совместной работы над текстом были устранены все ошибки и неточности, имевшие место в первоначальном варианте пособия. В учебнике содержится живая и доступная информация о православной культуре, актуальных вопросах жизни православного христианина и Церкви.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Бородина А.В. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник»

Учебник рассчитан на 34 часа учебного времени. В нем четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу русской цивилизации. Книга знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: памятниками иконописи, произведениями ремесел, занимательно рассказывает о традициях церковного пения и колокольного звона. Методический аппарат учебника направлен на воспитание умения соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры, предусматривает развитие у обучающихся основ проектной деятельности. Учебник снабжен яркими цветными иллюстрациями, написан простым доступным языком.

К учебнику изданы: программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие, диск с презентациями к урокам. Готовится к изданию электронный вариант учебника.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Шевченко Л.Л. 4-5 кл. «ООО Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества».

Экспериментальный учебно-методический комплект «Основы православной культуры» разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002 г.) и экспериментальной программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»). Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников.
Комплект разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2009 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).
Учебно-методический комплект предназначен для использования в системе основного и дополнительного образования в качестве общего ознакомительного курса по истории религиозной культуры (православной культуры).
Материалы пособий могут быть использованы также в воскресных школах, в работе с родителями, во внеклассной работе.

По материалам сайта Синодального отдела pravobraz.ru



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: