Поклонюсь храму святому твоему. «Поклоняемся Страстем Твоим, Христе…» Пассия

Наставление, как вести себя православному
христианину в храме Божием

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а субботы, воскресенья и праздники - поясных) с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному. - Поклон. Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя. - Поклон. Создавый мя, Господи, прости мя! - Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные: Кресту Твоему покланямся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи помилуй! (Трижды). Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, - внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам - на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть до земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрева, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и на левое плечи - для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седьмицы Святого Великого поста).

Перед началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерне, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, отче (или Владыко ) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные.

По Достойно на повечерии и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона - поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания - по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животварящаго Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении свщеннослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, кода кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая не его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должно порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целование и один после целования святыни; поклоны творить по дню - земные или глубокие поясные, осязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых - в ручку; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в косу власов (А. Горский, К. Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел третий. Книги Богослужебные. Часть вторая. М., 1917, с. 511).

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочинии в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при Храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием пасле их сотворения.

Пение 103-го асалма (предначинательного): Благослови, душе мая, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью - раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещаннаго Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указует, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указует на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает от тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие - плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напаминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом - Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Пение Бог Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время пения воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее нам об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной - по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время 3-го и 6-го часов, воспомнается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии преуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются все живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого - три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов по всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в уготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати к Гробу Его.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянных 50-й псалом: Помилуй мя, Боже. По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных Христиан говорить про себя: Архирейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царстви Своем. В конце же поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Слова Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите... Пийти от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время воспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескоровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или задостойника) священник молится за живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствущие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника - земной поклон. При словах: И всех, и вся - совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней - Отче наш - следует положить земной поклон.

При возгласе священника Святая - святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит воспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающих явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою, приступите! - полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразо (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, - крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежить особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащался за Божественной Литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушать благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображащем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше, выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. - вместо дара) раздается присутсвующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщились Святых Тайн, вкусили освященного хлеба. Церковный Устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак - ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающего этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы - Господи и Владыко живота моего, - полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы - Дух же целумудрия - и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы - Ей, Господи Царю - полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования - поясной.

О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста - молитвы Владыко, Многомилостиве необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земные поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему - один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся ) совершается три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом алагается делать молый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать поклон (поясной или земной - по дню).

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во врем я чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет Христов просещает всех! полагается припадать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные, а также о которых сказано, что они совершаются «по дню» - в дни суббот, воскресений, праздников, предпразднств и попразднств, полиелея и великого славословия совершаются поясные поклоны, в простые же дни полагаются земные. В седмчные дни поклоны прекращаются с вечерни в пятницу от Сподоби, Господи, и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи.

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни от Сподоби Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и на воскресный день.

Во время чтения паремий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения кафизм, а во время чтения житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившего нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущению же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить земной поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить мысленно у Господа прощения, чем нарушать церковное лагочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершаемое за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или делом, или посланием нашим» (2 Сол. 2, 15).

Как человек из глубинки, с провинции радуется и удивлен красивым старинным зданиям, так и человек неверующий, видя архитектуру храмов, иконы, изумляется их красоте. Господь касается сердца, просыпается совесть. Многие впервые задумываются о Боге, о том, что нужно изменить направление жизни.

Возможно, вам будет интересно, как в Поволжье строят храмы:

С 2000 года по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Самаре ведется строительство храма в честь Всех Святых в стиле византийской базилики.

Настоятель диакон Евгений Жувагин рассказал о его истории и строительстве:

Можно сказать, это возрождение храма. Ранее он был расположен в районе железнодорожного вокзала. Построен на средства горожан в 1865 году.

В 30-е годы храм был разрушен. Сохранилось здание богадельни с арочными окнами, лепниной. Сейчас там находится техникум железнодорожного транспорта. Рядом аптека бывшая сторожка храма Всех Святых.

В Железнодорожном районе, на пересечении улиц Киевской и Тухачевской, администрация дала разрешение на строительство.

Около этого места о. Евгений проезжал на протяжении нескольких лет, и внутренний голос говорил: «Хорошо бы здесь храм построить». Ранее здесь был пустырь. Рядом кладбище, угодников похоронено много. Видимо, они молились об этом Богу. И прихожане говорили, что проезжая на трамвае, думали, что это хорошее место для храма.

11 апреля 2001 года Владыка освятил железнодорожный вагончик для богослужений. В сентябре его подожгли. После пожара многие православные откликнулись, были перечислены денежные средства с разных епархий.

Почему родилась идея пригласить иконописца из Сербии?

Юрий Иванович Харитонов является архитектором проекта. Было два варианта храма: обычный и в стиле базилики. Когда показал проект Владыке, он благословил именно базилику. Юрий Иванович предложил его расписать фресками. Рассказал об иконописце Владимире из Сербии. Для него наш храм уже двадцать первый. Сейчас Владимир по молитвам всех святых расписывает. Завершил роспись купола, предстоит алтарь. В нижнем храме отслужили семь лет. Богослужения совершаются ежедневно.

Архитектор Юрий Иванович Харитонов

известен по проектированию храмов в Самаре (в честь Георгия Победоносца, Серафима Саровского, Успения Божией Матери, Похвалы Пресвятой Богородицы, Святой Троицы). С 2003 по 2006 годы Ю. И. Харитонов – главный архитектор города. Его храмы в честь российских святых стоят в Черногории и Сербии. По проекту Ю. И. Харитонова ведется строительство монастыря в с. Винновка.

Рассказал об особенностях строительства храма Всех Святых:

Было выбрано место, установлены два временных вагончика, которые стояли параллельно друг другу. Их объединял высокий неф. Это строение напоминало базилику. Родилось решение построить храм в виде крестово-купольной базилики, опираясь на византийские истоки, в синтезе с древнерусскими мотивами 12 века. Более десяти лет работал над проектом. Архитектура храма сложное инженерное сооружение. В этом районе присутствуют карстовые пустоты, сложные по геологии.

Храм двухэтажный, трехуровневый: нижний в честь Святого Духа, верхний Всех Святых и галереи – пустоты, которые будут расписаны фресками. Их можно увидеть внутри пространства храма.

Решили внешнее и внутреннее убранство создавать в едином ключе в византийском стиле. В России нет умельцев, кто пишет по штукатурке фрески. В 1993 году в Сербии познакомился с иконописцем Владимиром. Увидел его росписи. По благословению Владыки пригласил.

Фреска художественная ценность. Удивительное большое событие для Самары и России, так как многое утрачено. Фреска молитва в красках, искренняя, живая. Это практически вечная роспись, так как краска не теряет цвета. Известка с мелким песчаником, природными натуральными красками создают богатую палитру. Пишется в один прием по сырой штукатурке без искусственных материалов, используя воду, пигмент и четыре основных цвета: белая (известь), черная (пережженная виноградная лоза), желтая (глина), красная (жженая на огне охра).

Иконописец Владимир закончил Академию художеств в Белграде. В Сербии расписал восемь храмов, в Черногории около десяти, также в Греции и на Афоне.

В России двадцать первый. Как своеобразный круг: Сербия, Черногория, Греция, Россия. Расписывал и новые, и старые храмы, в которых не было фресок.

Какие у вас впечатления от России?

Я полезен здесь. Ни с кем не знакомился, никого не видел в Самаре. В куполе с утра до вечера. Знаю о. Евгения, о. Михаила хорошие люди.

Расскажите, как Вы стали иконописцем?

Я был художником. Писал абстрактные композиции. Очень нравилось и хорошо получалось. Случилось так, что был в Белграде в воскресенье дома. Пошёл в ресторан попить кофе. Недалеко, в ста метрах, находился храм. Услышал звон колокола. Решил зайти (это было в 1983 году). Пришел, начиналась литургия. Стоял на службе, как другие люди. Затем пошли причащаться, и я с ними. Священник, ничего не спрашивая, причастил меня.

Вернулся домой. Все книги по художеству, материалы, масло, краски собрал и выбросил. Взял доску, яйца, пигмент и через дватри дня получился образ Богородицы. Картины писать перестал. До 1999 года только иконы. Затем подошел к одному батюшке, предложил. Он согласился, выделил стену в храме, и я стал работать над иконой Приношение Авраама в жертву Богу сына своего Исаака. Это была моя первая фреска.

Митрополит Амфилохий пригласил к себе, благословил работать в разных храмах. Вот уже 25 лет, как делаю фрески.

В каком стиле расписываете?

Видел старые росписи 11-12 века. Для меня это только пример: что надо и как надо. Нет копий, не могу сказать, что мои росписи византийские. Стиль более современный.

Художество не было изначально церковным, как и мировая художественная культура. Необходимо знать истоки. Важно знать и основы живописи: композицию, гармонию, как правильно изобразить руку, лицо и т.п., чтобы было профессионально.

Икона это наилучшее художество.

Изучая историю живописи: ренессанс, романтизм, импрессионизм, нужно знать все. Как напишу лик Богородицы, не зная анатомии? Делаю кисточки из старых или беру у художников, у которых их много и не используются. Подбираю толщину кисти насколько нужно специально для фрески, так как нет одинаковых кисточек для фрески и иконы на доске.

На что ориентируетесь в создании своих работ?

На Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Нужно знать зачем, почему, как написано. Тогда будет легче написать икону или фреску.

Меня спрашивали, почему у пророка Иезекииля широко открытые глаза. Помните, что он видел? Святой пророк Иезекииль видел прообраз всеобщего воскресения. Если бы увидели это, какие бы глаза у вас были?

Что Вас вдохновляет в иконописи?

Мне нравится, когда люди приходят в храм, радуются, смотрят на иконы, молятся святым. Важно, что твоя работа нужна.

Нет ничего лучше работы по сырой штукатурке. Мазок точный, живой.

Что держит краску? У меня нет никакого клея, как при написании иконы. Сейчас работают и акриловыми красками. Нет ничего, только пигмент, известь и вода. Раствор наносится на стену, подравнивается, чтобы было гладко, штукатурка сушится, вода испаряется вместе с прозрачными кристаллами извести. В это время важно начинать писать икону. К примеру, пять-шесть апостолов в одной композиции, работать нужно быстро, чтобы завершить за один день, пока не высохла штукатурка.

Если бы времени было много, и я каждую секунду осознавал, что работаю, то на этом изображении был бы не святой, а только я. Портрет, а не икона.

Сложно Вам одному расписывать?

Да, здесь храм большой, но при создании иконы невозможно работать вдвоем или втроем.Иконописец один работает с красками, пишет, подчищает. Все один.

На какие сюжеты расписываете?

Иконы святых Ветхого и Нового Завета, Двунадесятых и Великих Праздников, Пантократора, икону Тайной Вечери, страдания Христа, Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, иконы Богородицы. Весь цикл жизни Христа. На южной стороне будут чудеса (исцеления), совершенные Христом, на северной страдания Христа. Как позволит площадь, стена.

Планируете еще работать в России?

Пока не знаю. Как Бог даст. Большой храм, наверное, нет. Это очень тяжело. Одну икону нужно написать полностью за один день, потому что это фреска, невозможно отложить на завтра. Всего в куполе храма написал иконы двадцати четырех пророков Ветхого Завета. Это одно изображение, а написать икону праздников гораздо сложнее. Сейчас работаю над фресками предалтарной части потолка.

Очень рад, что я здесь, в России. Это многое значит. Спасибо Владыке Сергию, что доверяет, верит мне, о. Евгению,который во многом помогает.

Диакон Михаил Королёв поделился впечатлениями:

Иконы как настоящая сказка, росписи очень красивые. Это подарок Божий. Благодаря трудам нашего настоятеля отца Евгения свершилось чудо. Очень трудно к этому шли. Были вначале условия нелегкие: печки топили, не было ни воды, ни окон, ни дверей.

По воле Божией храм восстановлен. Мне кажется, он единственный, который в таком стиле расписан, станет одной из святынь Поволжья. Это как символ храм Всех Святых, выше которых только Господь.

Для завершения строительства нужны средства, будем рады посильной помощи. Просим молитв, чтобы Господь сподобил закончить работы внутри и снаружи.

Построим Храм вместе!

В подготовке материала помогали Олеся Яковлева, Максим Дьяков, Мария Нехорошева

Каждый имеет свой ответ на этот вопрос. Кто-то хочет получить вполне земную и понятную пользу от Бога: здоровье, помощь в работе и учебе. Для кого-то это возможность вырваться из суеты и задуматься о вечном. Иной считает своим долгом перед Создателем бывать в храме в известные дни и праздники, а другому церковь нужна для осознания своих историко-культурных корней. Всё это хорошо и понятно, и человек действительно получит желаемое, но только для того ли нужна Церковь? Ведь отдохнуть от суеты можно на лоне природы, а задуматься о вечном за книгой. Для достижения здоровья также есть множество средств, к которым, кстати, люди прибегают гораздо чаще. Долг перед Создателем не в посещении храма, а для сохранения духовного наследия предков существуют разные пути. Да и помолиться можно на всяком месте и во всякое время. Так что же может дать Церковь человеку, чего не может дать ничто другое?

Сердце Церкви – Литургия.

Церковь выросла и развилась из Литургии – таинства, совершаемого по образу Тайной Вечери Христовой и заповеданного Господом. Храмовые стены – величественное обрамление, а церковные службы, главная из которых Литургия – зримое проявление происходящего в Церкви Христовой невидимо и тайно для других обновления человека в соединении со Христом.

По слову Божию, Церковь – Тело Христово, а люди, составляющие Церковь – части этого тела. Приобщение человека к Церкви – делает его причастником этого мистического Тела, открывая ему возможность и Святого Причащения, к которому призывает Христос верующих в него. Именно в храмах Божиих совершается это великое таинство, а потому разумно ли отталкивать руку, протягивающую ищущим самую Жизнь в Чаше Святого Причащения и искать в Церкви земного вместо небесного? Ведь и Сам Христос обещал верующим в Него не блага земные, а наследие Царства Небесного.

Но для чего тогда, может последовать вопрос, нужны молебны, освящение воды и плодов земных, молитвы о здравии? Взыщите прежде Царства Божия, — говорит Господь, — и все остальное приложится вам. Вошедшему уже в Церковь Христову и нашедшему самое главное – новую жизнь во Христе, подаст Господь и прочее просимое, если нужно. Войдя в сердце человека, Христос входит и во всю жизнь его, освящая и преображая всё, от воды, плодов земных, жилища человека до самых дел его и даже окружающей действительности.

Неужели не получит просимого тот, кто приходит в церковь за земными вещами, забывая о Хлебе Небесном? Ведь в самом деле, не для того же был распят Христос — Сын Божий? Получит, конечно, по несказанному милосердию Божию. Но такой проситель будет подобен человеку, строящему дом на песке, или, по пословице, носящему воду в решете. Полученная польза скоро будет унесена скоротечными водами жизненной суеты, и вместо ожидаемого счастья будет лишь разочарование и пустота.

А если Бог уже есть в душе?

Не удивительно, что человек чувствует существование Вышнего или верит в Него. По слову святого апостола Иакова, верить что есть Бог, хорошо, но не стоит этим успокаиваться, ведь и бесы веруют и трепещут. Господь же будет ожидать от верующих в Него дел, достойных веры – исполнения Его заповедей. Говорит Господь и о том необходимом, без чего не возможно ни человеку быть в Боге, ни Богу в человеке – о таинстве Причащения. Как же человек далекий от церкви может говорить, что у него уже «бог» в душе? Конечно, он называет «богом» личные религиозно-мистические переживания, или, иными словами, имеет в душе идола – некое собственное представление о Боге.

Вхождение в Церковь и причастие её таинствам открывает человеку новую, до того неизвестную жизнь, отличную от его личного опыта. То есть, выводит человека в реальность из внутреннего заточения индивидуализма, из рамок собственного Я. Без этого личная духовность может стать идолопоклонством, а личная молитва медитацией или заговором. Грех разделяет людей, его последствие – внутреннее одиночество человека, непонимание, отсутствие любви друг ко другу. Церковная молитва, возносимая от лица всех и в то же время от лица каждого в отдельности, помогает преодолеть внутреннее заточение самолюбия и тонкого эгоизма, вводя в круг собранных во имя Господне, посреди которых и Сам Христос. Вера в Бога, во Христа тогда спасительна, когда приводит к исполнению заповеданного Им – всемерной любви к Богу и не меньшей чем к себе любви к ближнему. А какова эта любовь мы видим в Самом Христе, в Его жизни и, приведшей к воскресению из мертвых, крестной смерти за род человеческий.

Вхождение в Церковь – приобщение опыту жизни во Христе. Без такого вхождения – приобщения, всё будет просто словами. Познание Бога не теория, а сама жизнь, как внешняя – заметная другим, так и внутренняя. Таинство Церкви – проникновение в сокровенную глубину жизни в Боге.

Достаточно ли быть просто хорошим человеком?

В Евангелии есть рассказ о том, как апостол Петр, увидев Иисуса идущим по воде посреди бури, просил Его, что бы и ему, Петру пойти по воде к Нему. Так он хотел увериться до конца, что идущий есть Христос. Христос повелел ему идти, и Петр пошел, но увидев множество волн, ужаснулся и стал тонуть и звать Господа. Тогда Христос протянул ему руку и спас из воды.

Бог дает человеку то, чего человек не может сделать своими силами в принципе. Можно быть добродетельным, великодушным, сильным и самому по себе, но нельзя пойти по воде – смерти и небытию – своими ногами без Христа. Человек может многого достичь своими силами, и потому считать, что не нуждается в Боге, или вспоминать о Нем, когда есть нужда как бы в волшебной палочки для достижения земных целей. Всё что нужно – всё от этого мира и от этой жизни. Но если ненужно ничего кроме земного – здоровья, счастья в личной жизни, успехов в делах – никогда человеку не взойти на Небо, не найти вечной Жизни во Христе, жизни новой.

Сам Христос определенно говорит, что для того, чтобы войти в Царство Божие, не достаточно просто быть хорошим человеком. Рожденное от плоти, есть плоть, говорит Он, а всякая плоть, как трава – сегодня есть, а завтра её нет. Необходимо заново родиться во святом Крещении, необходимо обновить жизнь покаянием, учась жить по заповедям Божиим, следуя за Христом, неся каждый свой крест, что полноценно возможно лишь в единении с Ним, которое совершается в лоне Церкви.

Храм — небо на земле.

Всё самое важное Церковь обыкновенно совершает в особом месте – храме. Церковь – форма бытия тех, кто хочет быть со Христом, а храм – святое место, собирающее верных. Место совершения Литургии стало местом совершения всех таинств Церкви Христовой. Каждое воскресенье, а в иных местах каждый день приносится в храме безкровная жертва за род человеческий. Там, в храме, в таинстве Крещения рождается человек в новую жизнь, там возносятся молитвы за всех и каждого, там получает человек прощение исповеданных грехов в покаянии. Потому нет более важного места на земле, чем храм Божий. Войду в дом Божий, поклонюсь храму святому Твоему, — воскликнул некогда пророк, — посреди церкви воспою Тебя. Так можно ли верить в Бога и проходить мимо церкви?

Священник Олег Моленко

Богомыслие на воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше»

Вот текст этой чудной песни, который я разобью на пункты соответственно тому, как они будут толковаться мной:

Воскресение Христово видевше

единому безгрешному

Ты бо еси Бог наш

разве Тебе иного не знаем

имя Твое именуем

Приидите вси вернии

всегда благословяще Господа

поем воскресение Его

распятие бо претерпев

смертию смерть разруши.

Воскресение Христово видевше

Произнося или читая эту строку, мы осознаем то, что никто из нас не был свидетелем того величайшего и спасительнейшого события в истории человечества, когда Господь наш Иисус Христос, умерший на кресте и погребенный в каменной пещере, воскрес силой Своего Божества. Мы узнаем об этом событии из чтения Евангелия, а принимаем верой. Почему же мы в отношении этого воскресения поем «видевше», а не «слышавше» или «веровавше»? Какое воскресение Христово мы лично могли видеть? Ведь не случайно Церковь употребила в этой песни именно слово «видевше».

Речь здесь идет о том воскресении, которое каждый из нас может видеть в себе самом, во внутреннем своем человеке! Воскресение это проявляется у нас двояко. С одной стороны - как избавление от власти сатаны и его бесов, от силы пленявшего нас и умерщвлявшего до того греха. Ведь в купели крещения мы умерли для греха и отреклись от сатаны и всего того, что связано с ним. С другой стороны - как ощущение качественно новой, неизведанной ранее и истинной жизни, жизни с Богом, жизни Его благодатью! Ведь для этого мы восстаем (совоскресаем) со Христом в купели крещения, чтобы отселе жить только с Ним и ради Него! Это наше воскресение, вместе с тем, есть и наше рождение свыше, от Бога. Таким образом, выходя из купели, мы становимся детьми Божьими и по человеческой природе малыми христами. Однако это наше воскресение, которое мы в себе видим и чувствуем, доставлено нам заслугами нашего Спасителя Иисуса Христа, которые видимо, ярче всего и полнее проявились в Его воскресении из мертвых.

Поклонимся Святому Господу Иисусу

Видя в себе эти дивные изменения, которые мы наблюдаем в своем воскресении для жизни с Богом, мы преисполняемся благими помышлениями и чувствами к нашему Воскресителю, Спасителю и Благодетелю Иисусу Христу, которые и выражаем своим поклонением Ему, как Господу Богу, поклонением в духе и истине. Но в этом поклонении мы не только воздаем Ему достодолжную честь и благодарение за избавление от смерти, но и исповедуем ни с чем не сравнимую Святость Его, от которой берет начало и силу всякая прочая святость в Церкви и людях Божьих.

единому безгрешному

Неизреченная Святость Святого и недостижимого для нас Бога через достижимого верой Христа переходит по Его неизмеримым заслугам посредством Духа Святого и на каждого верного, благоговеющего пред Святостью Его. Получая даром эту святость, наблюдая и ощущая ее в себе, мы изумляемся ее действиям, и прежде всего вкушению жизни и наслаждению сердечным миром. Святость делает нас светлыми, чистыми и светящимися! Ведь Бог есть Свет! И в этом Свете, который в нас проявляется как наш духовный свет, мы ясно зрим всю нашу недостаточность, немощь и несовершенство. Более того, мы зрим непонятное нам сочетание в нас святости и греха. Увы, грех все еще остается в нас, но уже как ненавидимая и нежелательная грязь, болезнь и немощь. Чем больше мы освящаемся, тем больше и яснее зрим в себе и грех, который всячески цепляется за нас и ожесточенно сопротивляется постепенно побеждающей его святости. И в этой борьбе мы опять и опять взираем на нашего Первенца и безгрешного победителя нашего греха Господа Иисуса Христа. Вот почему на этом контрасте мы и исповедуем от всего нашего сердца, что Он и в Своей человеческой природе единственный безгрешный! Безгрешный не как несоделавший грех или боровшийся с ним в Себе и победивший, а как нисколько непричастный ему! Абсолютно безгрешный во всех частях и проявлениях человеческого естества! И для нас, находящих в себе другое, это является чудом и вместе стимулом к борьбе с остатками живущего в нас греха. Так в словах «единому безгрешному» мы и исповедуем Его уникальную безгрешность, и нашу ненависть к греху, и нашу ревность бороться с ним до полного от него избавления, чтобы по благодати уподобиться нашему Первенцу и Образцу Иисусу Христу!

Кресту Твоему поклоняемся, Христе

Возненавидев грех и решившись бороться с ним,ы мы нуждаемся в опоре для этой борьбы и помощи для победы. И здесь мы, обращая свой взор к Победителю греха, видим, что совершил Он эту победу Своим Крестом и на Своем Кресте. Нам открывается Крест Христов как великое освященное Богом оружие на диавола, его бесов и грех во всех его проявлениях. Вместе с этим Крест Христов открывается нам как Великий Божий Жертвенник, на котором нашего ради спасения изволил пострадать и умереть воплотившийся Сын Божий. За всех нас, людей, и за каждого из нас в отдельности Бог Отец принес в Жертву Своего Единственного Сына и Сам принял эту Жертву, примирившись Ею с людьми! С осознанием этого открытого нам Богом Таинства Креста мы и покланяемся ему как Кресту Христову!

и святое воскресение Твое поем и славим

Но Жертва, принесенная на Кресте Христом, не была уничтожением Христа, и Смерть Его не была потерей Его! Он вернулся к нам Своим Божественным воскресением! Радость этого возвращения и паче всякой нашей надежды обретения Христа мы и выражаем своим пением и славословием Его радостного для нас воскресения. Ура! Мы спасены, искуплены, но мы не одни! Христос вернулся к нам воскресением Своим! И поэтому это Его воскресение для нас великая Святыня! Оно для нас святоевоскресение! И мы с радостью поем его и славим каждый седьмой день каждой недели! Это день нашего праздника, отдыха от трудов, покоя от борений. Это для нас самый радостный день!

Ты бо еси Бог наш

Прославляя Христово воскресение и радуясь как дети Его к нам возвращению, мы делаем это для себя. Но справедливо радуясь и торжествуя Его славную победу над смертью и грехом, мы не можем удовлетвориться одной этой радостью. Нам хочется устремиться к Источнику и Виновнику этой ни с чем не сравнимой радости, к воскресшему Христу! Обращаясь к Нему, мы дивимся явленному нам величайшему чуду Его воскресения, разумея, что Он Сам Своим Божеством воскресил Свое человечество! При этом мы осознаем, что сделал Он это для нас и что Он теперь навсегда наш! Поэтому мы и исповедуем Его нашим Богом!

разве Тебе иного не знаем

В радости этого осознания и исповедывания мы не знаем, чем нам воздать Ему за все то, что Он сделал для нас. Его дары столь велики, столь чудесны, столь неизреченны, что мы недоумеваем в выборе выражения объявших нас чувств. Здесь мы находим в себе лишь одно, что мы можем исповедать Ему в знак великой благодарности за все Его к нам милости и благодеяния - это верность и преданность Ему навсегда! Вот почему мы неустанно возносим песнь «Разве Тебе иного Бога, Царя и Владыку не знаем и знать не хотим»!

имя Твое именуем

Но и исповедания верности нам недостаточно, ибо мы хотим выразить не только чувство благодарности, но и любви к воскресшему Христу. Для выражения своей к Нему любви мы не находим ничего лучше, чем неустанно повторять имя Любимого: «Иисусе Христе... Иисусе Христе... Иисусе Христе».

Приидите вси вернии

Поклонимся святому Христову воскресению

Призывая всех верных порадоваться с нами обретенному в Его воскресении Христу Богу нашему, мы опять желаем выразить свои чувства нашим общим поклонением святому воскресению Христову, к чему и призываем всех верных.

Но это повторяемое и наполненное наше поклонение дополнено у нас новым осознанием! Святой наш Бог Христос вернулся к нам в нашей человеческой природе в еще лучшем и совершеннейшем ее качестве - воскресшим! Но это Его воскресение было не тем простым возвращением ушедшей из тела жизни, как это было, например, с Его другом Лазарем. Воскресение Христа довело человеческую природу до высшего возможного для нее совершенства! Это совершенство достигло того неизреченного состояния, что воскресший Христос вернулся в воскресшей Своей плоти на Небо и сел по правую руку Отца Своего Небесного! О, чудо неизглаголанное! О, слава изумительная! Вот куда мы вознесены воскресшим Христом!

се бо прииде Крестом радость всему миру

С этой небесной высоты мы вновь спускаемся на землю, взираем на весь сотворенный Богом мир и исповедуем основу радости, принесенной воскресением Христовым всему миру - Крест Христов! О, диво дивное! О, тайна великая! Орудие смерти и печали стало орудием жизни и радости!

всегда благословяще Господа

От осознания и переживания всего этого, что нам еще делать, как не всегда благословлять нашего Господа Иисуса Христа!

поем воскресение Его

И петь Его славное и нужнейшее нам воскресение, которым Он отнял нас у смерти и ада, открыл нам Царство Небесное и даровал наше воскресение, делающее нас способными для вечной и блаженной жизни с Ним и Пресвятой Троицей!

распятие бо претерпев

Ибо ради этого Он вечноблаженный смирился ради нас до того, что претерпел смерть через позорное у людей распятие, ставшее высшею славою Его домостроительства!

смертию смерть разруши.

Но и это вкушение смерти Он принял добровольно и только ради нас, ради окончательного и полного разрушения нашего главного врага - смерти!

Избавление от смерти и дарование вечной жизни с Богом - вот величайшее дело Христа и величайший Его для нас дар!

«Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро». И понятно для нас, что мы, грешные, живем противоестественно, иначе мы и не были бы грешными. Нам надо пользоваться всем естественным и безгрешным и стараться делать добро – этого требует Иоанн Лествичник .

А многие из нас только верят и умиляются (когда, например, читают о Страшном Суде), а на самом деле ничего не делают и не думают подражать Христу. Многие из нас не могут даже понять, что есть один путь – путь делания Христова, очищения своей души от похотей и страстей, – одинаковый для иноков и мирян. Разница здесь лишь в мере прохождения пути.

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню в дом Бога нашего (), Совершающего нозе наши, яко елени, и на высоких поставляющего (), чтобы нам со делаться победителями на пути Его. Также умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «Потщимся, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Божие, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ()». Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей Лествице, ибо есть Бог, Ему хвала, Ему держава и Ему сила и слава, в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки.»

Слово 3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая преднесением Честнаго Креста дает нам образ страстей Христовых, вспоминая их особенно ныне, когда мы совершаем течение Св. поста, и этим указывая нам, что мы должны нести свой крест.

Сегодня же совершается память св. Алексия человека Божия, которого мы особенно чтим в нашем храме.

Но этот день нам особенно дорог еще и потому, что он есть и будет день именин Батюшки отца Алексея. Сегодня Господь дал нам встретить этот день в первый раз без него и в озарении Св. Креста. Если мы сегодня молились Господу, чтобы не бесплоден был в нас Его Св. Крест, чтобы мы, поклонившись страстям Его, вошли от силы в силу, и сделались бы сами делателями виноградника Христова, то вспомним, что среди нас был человек, который не только нес свой крест, но и бесчисленные кресты своих духовных детей также нес на себе. Он был подобен тому, о ком говорит Иоанн Лествичник , что есть слезы и печаль по Богу, а есть радость по Богу, и это – и то, и другое – иногда сочетается в одном делателе Христове.

Скорбь о своих грехах – она совершается незримо для людей – это подвиг внутренний, а для мира, для окружающих – есть радость о Боге.

Эту радость имел Батюшка, который нес наш крест, а мы постоянно забывали, да даже и не видели вовсе, что есть не только та радость, которая была в его взоре, но есть и скорбь, есть внутреннее делание пастыря, есть крест, скорби, которые он нес в течение долгих лет.

Он в этот день с нами, которые не только его вспоминаем, но и понимаем его, молимся о нем. Так вот и вспомним же его мы, недостойные, скверные, грешные его духовные дети, вспомним о том кресте, которые он нес, нес легко и радостно, так что мы и не чувствовали его тяжести, ибо в нем была печаль по Богу, а для нас он был всегда радость и ласка.

Неужели для нас, кто видел жизнь делателя, о котором говорит Иоанн Лествичник , неужели для нас в дни покаяния и преднесения Честнаго и Животворящего Креста не станет понятно, что есть еще и Батюшкин крест, который был не только его личным крестом, но слагался из бесчисленного количества наших крестов? Неужели мы, которые видели его изо дня в день, жили с ним, радовались его радостью и приносили ему свои скорби, ибо, как говорил Батюшка, пастырь должен забывать о себе и взять на себя скорби пасомых, – неужели мы в этот день, когда предстоим Кресту Господню, когда мы просим Господа, чтобы не бесплоден был для нас Его Святой Крест, – неужели мы не осознаем, что этот Крест Христов мы получали и через Батюшку? Неужели и этот Батюшкин крест будет бесплоден для нас?

Давайте помнить о том, что мы на него возлагали, и в чем он нас постоянно облегчал. Многие бы желали получить то, что мы имели, а мы действительно имели, чувствовали и получали.

Вспомним, сколько скорбей, горестей приносили мы ему, нашему Батюшке, и как радостно он это принимал и никогда нас, своих духовных детей, не отметал.

Пусть не бесплоден будет его крест для нас. Поэтому, вспоминая его, вспомним и о своих грехах, вспомним, какой крест мы приносили ему; исправимся в том, чем мы его огорчали. Еще не поздно. Мы были при его жизни как слепые. Давайте же теперь, в день памяти Батюшки, вспомним и исправим свои грехи перед ним, и тогда, Господу содействующу, не бесплоден будет тот крест, который нес в этой жизни наш Батюшка, отец Алексей. Господь с вами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: