Профессор духовной академии осипов алексей ильич. Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера

В нашей рубрике «Герои» мы стараемся рассказывать про интересных людей, которые представляют собой значительный вклад в какой-то области, оставили след в истории или стали символами эпохи. Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, является человеком, который максимально, как никто другой, популяризировал учение Иисуса Христа, в точности следуя всей православной христианской традиции.

А.И.Осипов

Это не просто академический богослов, который в силу своего опыта может толковать те или иные события с точки зрения Русской православной церкви. Благодаря его трудам тысячи, если не миллионы людей пришли к православию. Благодаря Алексею Осипову большое количество верующих людей открывает для себя новое понимание духовных текстов и знакомится с преданием святых отцов, накопленное за две тысячи лет христианства на Земле.

Богослов из советского времени

Алексею Ильичу Осипову 77 лет и лишь 25 лет из них он пользуется всеми возможностями информационного общества и свободы совести. До этого Алексей Осипов не имел возможности общения с широким кругом верующих, занимаясь преподаванием в Московской духовной академии и семинарии, а также совершенствуя свои навыки в ходе многочисленных религиозных диалогов и общения с представителями западного христианства.

Слева направо: иеромонах Кирилл (ныне Патриарх Кирилл), митрополит Никодим (Ротов), А.И.Осипов

Официальный сайт Алексея Ильича Осипова сообщает, что родился он 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области. В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.). В 1959 г. окончил Московскую Духовную Семинарию. В 1963 г. - окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 2004 г. - заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы – был заведующим аспирантурой МДА. В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

Осипов о духовной жизни

Центральная тема, которая проходит через все лекции и работы А.И.Осипова, это духовная жизнь и законы духовной жизни. По мнению Осипова, христианство является учением неземного происхождения, которое наиболее точно описывает духовную природу человека. Христианство предлагает развивать духовную природу через соответствующие законы также, как материальную природу человека развивают законы физики или социальные установки. Нет смысла вести разговор с людьми, которые отрицают загробную жизнь, полностью являющуюся явлением духовного порядка. Собственно, изначальный смысл слова «религия» - это возвращение утраченной связи с Богом, которое возможно лишь при соблюдении этих самых законов.

Многие люди считают, что законами духовной жизни являются 10 заповедей пророка Моисея, при соблюдении которых человек достигает освящения. Профессор Осипов говорит, что это не так. Главную заповедь христианства дал Иисус Христос словами «Да любите друг друга», а также примером жертвенности за весь мир. Ветхозаветные заповеди являются обязательными, но они не затрагивают духовный уровень бытия человека.

По мнению Осипова, православное христианство сегодня наиболее близко к первоначальному учению, которое дал людям Иисус Христос. Оно несёт самое главное - дух любви во Христе, который является важнее всех внешних форм и обрядов. Католицизм практически утратил дух христианства и занимается лишь социальной работой, благотворительностью, молодёжным и нравственным воспитанием. Протестантизм пошёл ещё дальше, разрушив не только установленную Христом церковь, но и превратив христианство в «протестантскую этику и дух капитализма».

Патриарх Кирилл награждает А.И.Осипова в связи с 75-летием

Осипов ни в коем случае не отрицает церковных таинств и обрядов, традиций. Он не признаёт «веру в Бога без церкви». Однако, целеполагание заключается в том, что вся полнота церкви призвана привести человека к правильной духовной жизни через живое общение с Богов в таинствах церкви.

Осипов о проблемах современности

В последнее время Алексей Ильич Осипов много говорит о глобальных проблемах современного мира, экологии. Во всех негативных процессах, происходящих на планете, Алексей Ильич видит духовную природу. Современное глобальное капиталистическое сообщество, по его мнению, является причиной катастроф и разрушений. Материализм, как бы его не ограничивали, способен разрушать не только планету, но и человека, превращая его в раба материальной культуры. В конечном итоге человек начнёт уничтожать человека и человечество в целом. Дехристианизация мира уже приносит свои страшные результаты. Светская этика, по мнению Осипова, никогда не станет альтернативой христианству, так как является лицемерием по сути, не обладая сверхчеловеческим началом.

Алексей Ильич Осипов не воспринимает богословие как умозрительную догму. Он считает это полноценной наукой, по отношению к которой применяются все известные научные методы. Сравнивая богословие и философию, Осипов видит много общего, однако различие заключается в том, что у философии отсутствует предмет поиска, знание, которое является истиной.

Алексей Ильич Осипов много выступает перед различной аудиторией. В стенах Московской духовной академии его лекции посвящены глубоким проблемам современного богословия в России и мире. В общении с простыми верующими, которые не знают и не понимают многих вещей, он разговаривает другим языком, более понятным современному нерелигиозному человеку. Также Осипов является частым гостем московских радиостанций. Лекции профессора Осипова регулярно транслирует православный телеканал «Союз», в интернете хранится множество видео с его лекциями и комментариями.

Родился 31-го марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.


По окончании в 1955-м году средней школы,
отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях, начал занимался изучением богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия , защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: "Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания". По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. - звание заслуженного профессора.

Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

1967 - 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005гг. - член редакционной коллегии сборника "Богословские труды".

С 1973 по 1986 гг. - член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 гг. - член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную Богословскую комиссию.

С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990-93 гг. главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии "Богословский Вестник".

В 1991-99 годы - сопредседатель ежегодной Международной Конференции "Наука. Философия. Религия" в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994-95 года - член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 - 1997 годах на II - IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.



В 1995 г. определением Священного Синода был включен:
1) в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
2) в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства";
3) в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.
В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. - Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии "Вера и Церковное устройство" Всемирного Совета Церквей.
Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.
Публиковался в "Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в "Богословских трудах", "Stimme der Ortodoxie" (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

Официальный сайт профессора Московской Духовной Академии и Семинарии Алексея Осипова:
http://aosipov.ru

А.Осипов:
- У христиан всё должно быть освящено - и дома, и земли, и скотина, и их дела. Мы должны быть и сами освящаемыми и на всё спрашивать благословения Божиего: «Господи, благослови, да будет Твоя воля, и просим Тебя, чтобы во благо были эта подводная лодка и атомная электростанция». Если бы все эти электростанции, подводные лодки не были явлениями, необходимыми в нашей жизни, то тогда мы должны были бы действительно воспротивиться этому. Но они — необходимость нашей жизни. Вот когда нас будут приглашать освящать публичные дома, всякие притоны, места развлечений и диких концертов, на которых играют тяжёлый рок, где настоящий разгул сатанизма, — вот тогда вы будете правы в своём осуждении, тогда это будет дискредитация Церкви. Когда я молюсь за успех моей футбольной команды, чтобы она победила другую команду, за которую молится какой-нибудь батюшка, — это неверно. Или когда я, например, молюсь, чтобы мой боксёр уложил в нокаут другого, — что это? Молиться надо не о таких вещах. Святой Иоанн Златоуст осуждает все эти ристалища, спортивные состязания, ибо здесь рождаются ревность, тщеславие, гордыня, рождается злоба. А такие вещи, как атомная электростанция, подлодки, орудия и самолёты, — пожалуйста. Конечно, надо молиться, чтобы эта пушка никогда не стреляла, но если понадобится, пусть она становится на защиту Отечества.

У нас найдется полное собрание лекций Алексея Ильича Осипова:

Осипов Алексей Ильич. Полное собрание лекций (51 DVD):
Для удобства все лекции разделены на пять частей:
(Общая продолжительность: более 470 часов)

Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

По окончании в 1955-м году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: "Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания". По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию.

Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. - звание заслуженного профессора.

Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

1967 - 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005гг. - член редакционной коллегии сборника "Богословские труды".

С 1973 по 1986 гг. - член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 гг. - член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную Богословскую комиссию.

С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990-93 гг. главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии "Богословский Вестник".

В 1991-99 годы - сопредседатель ежегодной Международной Конференции "Наука. Философия. Религия" в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994-95 года - член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 - 1997 годах на II - IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.

В 1995 г. определением Священного Синода был включен:

в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;

в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства";

в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. - Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии "Вера и Церковное устройство" Всемирного Совета Церквей.

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.

Публиковался в "Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в "Богословских трудах", "Stimme der Ortodoxie" (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

Осипов Алексей Ильич - это известный православный апологет и катехизатор. Доктор богословия, профессор. Блестящий лектор и публицист. Человек скромной, подвижнической жизни. О нем мы сегодня и поговорим.

Биография Осипова Алексея Ильича. Личная жизнь, жена

Родился Алексей Ильич 31 марта 1938 года в древнем русском городке Белево, что располагается в Тульской области. Но детство и юность он провел в городе Козельске и поселке Оптино, рядом с известной Оптиной пустынью, православным монастырем, в то время недействующим.

Биографию Алексея Ильича Осипова и личную жизнь определило его знакомство с игуменом Никоном. Эта встреча произошла в раннем детстве и повлияла на всю дальнейшую жизнь и судьбу мальчика. Он возрастал в четком понимании своего пути и старался во всем походить на своего учителя и духовника отца Никона.

Благочестивая жизнь, аскеза и молитвенная практика явились наполнением жизни и биографии Алексея Ильича Осипова. Жена и семья в такой практически монашеской обстановке исключались. Алексей Ильич не женат, ведет скромную жизнь и трудится на благо церкви Христовой.

Наставник Алексея - игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) - священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах. Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь. В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Возрастание в вере

Познакомившись в раннем детстве с игуменом Никоном, Алексей Ильич проникся духом православного благочестия, приучился к созерцательной жизни и возрастал под чутким руководством своего наставника. Старец сразу обратил внимание на любознательного и прилежного мальчика и многому его научил. Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви - Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие».

Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка.

Образование

Занятия с отцом Никоном и его серьезные рекомендации помогли Алексею Ильичу поступить сразу на четвертый курс духовной семинарии, сдав экзамены за первые три. Старец опекал Алексея Ильича до самого конца своей жизни и был для него главной опорой в духовном взрослении. В последний год жизни отец Никон тяжело болел, но, сохраняя ясный ум и чистое сердце, не переставал быть ярким маяком в биографии Алексея Ильича Осипова.

Преподавательская работа

Окончив семинарию, Алексей Ильич поступил в которую в 1963 году блестяще окончил со степенью кандидата богословия. В следующем году Алексей Ильич поступил в аспирантуру и начал свою преподавательскую деятельность, которая продолжается и до сих пор. Кроме преподавания, профессор Осипов ведет обширную церковную деятельность.

В разные годы он был членом учебного комитета при Синоде и членом богословской комиссии, принимал участие в Поместных соборах Русской православной церкви и различных межцерковных диалогах. Но педагогическая работа, ведение семинаров и чтение лекций являются самым главным послушанием и выделяются в биографии Алексея Ильича Осипова. Личный вклад в дело катехизации и апологии православия у профессора огромен.

Лекционная деятельность

В своих лекциях Алексей Ильич рассказывает о православии, о духовной жизни, о наследии святых отцов. Эрудированность профессора не только в богословских вопросах, но и в вопросах философии, психологии и культуры привлекает внимание все новых и новых слушателей. Алексей Ильич всегда находит нужные слова, простым языком говорит о сложных вопросах Бытия, мотивирует на дальнейшее познание и возрастание в вере, большое значение уделяет воспитанию детей.

Биография Алексея Ильича Осипова сама по себе является примером правильной церковной жизни, примером благочестия и смирения. Сквозь жизнь этого удивительного и скромного человека, православие предстает перед нами во всем своем историческом значении, в своем духовном величии, в своей красоте и великолепии. Истинность православия, как рассказывает в своих лекциях профессор Осипов, легко доказывается, надо лишь не предвзято и с открытым сердцем подходить к этому вопросу.

Не скрывает Алексей Ильич и важные вопросы негативного свойства - проблемы церкви, свои собственные ошибки, некрасивые поступки священнослужителей и церковного клира. Обо всем этом он рассказывает слушателям и откровенно делится своими размышлениями о церковной жизни.

Духовная жизнь

Духовная жизнь в биографии Алексея Ильича Осипова является фундаментальным понятием. Она, как учили святые отцы Церкви, единственно правильная жизнь. Единственно верный и самый трудный путь. Еще юному Алексею Ильичу отец Никон говорил, что духовная жизнь - это величайшая редкость среди людей в наше время. Люди привыкли путать высоконравственную жизнь и духовную. Очень многие в этом обманываются и идут ложным путем. Духовная жизнь, или путь подвижника - это постоянное памятование смерти, ясная осознанность, чистота ежесекундного нравственного выбора и величественное спокойствие.

Современные люди погружены в антидуховную атмосферу суеты. Суета захватывает все свободное время таких людей и не дает им ни малейшего шанса на остановку и осмысление происходящего с ними. Прежде всего, на осмысление самих себя, своих жизней и смысла этих жизней. А если человек не задумывается о смысле жизни, отдает его на откуп суете, то его существование становится бессмысленным, - говорит Осипов Алексей Ильич. В биографиях многих подвижников церкви это неоднократно подтверждается. Каким бы человек ни был в жизни, если у него есть потребность в осмыслении своего бытия, то его жизнь постепенно преображается, структурируется, и он постепенно начинает двигаться по религиозному пути.

Много Алексей Ильич рассказывает о святоотеческом наследии, об апостольском служении и святых мучениках двадцатого века. Его взвешенная позиция, глубокая вера и блестящее остроумие создают атмосферу интеллектуальности и доверия во время лекций. Но не только святым отцам уделяет внимание профессор, много примеров благочестия он приводит из жизни обычных людей, простых мужей и жен. В биографии Алексея Ильича Осипова тоже встречаются такие люди - чистые, великодушные христиане, знакомство с которыми преображает и украшает мир.

Еще одна беда современности, по словам Алексея Ильича - это развлечения. Бесконечные соблазны и удовольствия, подобно суете, отвлекают людей от главных вопросов существования. Все это атрибуты полностью антихристианского мира, в котором нет места покаянию и молитве. Человеку некогда остановиться, задуматься, поднять голову и всмотреться в небо. Осмыслить Вечность.

Юбилей

В 2018 году Алексей Ильич отметил свое восьмидесятилетие и, несмотря на столь почтенный возраст, он все так же мудр, остроумен и великодушен.

Всю свою долгую биографию Алексей Ильич Осипов учит благочестию, трудится на благо церкви и ведет невидимую брань.

Обвинили в осипизме он необинуясь возразил: «Увы, сами выберут и сами пойдут. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46). Никто никого не будет гнать и заставлять. Это не мысли профессора Осипова, это слова Господа. И другие слова Священного Писания в подтверждение того, что люди сами себе избирают место вечного пребывания, можно привести.» Вот так, что хочу то горожу, вы что сомневаетесь в моей образованности? Как можно читать Евангелие и не заметить нижеследующее:
«Не убойтеся от убивающих тело, души же немогущих убить, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. (Мф 10:28).
Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк 12:5).
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13,24).
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7. 22)
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? (Мф. 25, 44)
Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты (Лк. 13, 26)
Господи! Господи! отвори нам.
Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46)»
«О сем-то бедственном разлучении вспомнил я и не могу перенести его. У кого есть слезы и сокрушение, плачьте, потому что в страшный оный Час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом и каждый пойдет в переселение, из которого нет возврата. Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, супруги с супругами, и те даже, кои клялись не разлучаться друг от друга вовеки. Тогда грешные будут наконец выгнаны из Судилища и поведутся на место мук немилостивыми ангелами, принимая от них толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтоб увидеть праведников и ту радость, от которой сами отлучены. И увидят неизглаголанный оный свет, увидят красоты райские, увидят великие дары, какие приемлют от Царя Славы подвизавшиеся в добре. Потом, постепенно отдаляясь от всех праведников, и друзей, и знакомых, сокроются, наконец, и от Самого Бога, потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет. Наконец приближатся к местам неописанных мучений и там будут рассеяны и расточены.» (Прп. Ефрем Сирин)
Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским. Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих; тот вместилище сластолюбия, тешится всем, что ему приятно, потому что не боится пришествия Владыки; тот хвалится страстями, любит покой, бегает злостраданий, гнушается смирением, лобызает гордыню. Наконец приходит Господь его и находит его в занятиях, Ему не угодных, и рассечет его, и предаст вечной тьме. Такого человека кто не признает окаянным? (Он же)
Если бы возможно было, при пришествии Господа после общего воскресения, уничтожиться от страха душам человеческим: то весь мир вымер бы по причине ужаса и трепета. Точно, каково увидеть небеса разверзающимися, являющегося прогневанного, негодующего Бога, бесчисленное воинство Ангелов, и весь, воедино собранный, род человеческий! По этой причине мы должны проводить жительство с тщательнейшим бодрствованием над собою, как долженствующие дать отчет Богу в каждом движении нашем. (Отечник)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: