Женские имена славянских богинь. Старославянские женские имена

Когда тело умирает, душа попадает в совершенно непривычные для нее, новые условия. Здесь она уже не может ничего изменить и должна смириться с произошедшим. Существенное значение имеет духовное развитие человека при жизни, его глубокая вера в Бога. Именно это помогает душе успокоиться, понять свое подлинное предназначение и найти место в другом измерении.

Люди, испытавшие клиническую смерть, часто описывают свое состояние как стремительное перемещение по темному тоннелю, в конце которого сияет яркий свет.

Индийская философия объясняет этот процесс существованием в нашем теле каналов, по которым дух покидает тело, это:

  • Пупок
  • Гениталии



Если дух выходит через рот, он опять возвращается на Землю; если через пупок – находит пристанище в космосе, а если через гениталии, то попадает в темные миры. При выходе духа из ноздрей он устремляется в сторону луны или солнца. Таким способом жизненная энергия проходит через эти тоннели и покидает тело.

Где находится душа после смерти

После физической погибели нематериальная оболочка человека попадает в тонкий мир и находит там свое место. Основные чувства, мысли и эмоции человека при переходе в другое измерение не меняются, но становятся открытыми для всех его обитателей.

Сначала душа не понимает, что она находится в тонком мире, так как ее мысли и чувства остаются прежними. Способность увидеть свое тело с высоты позволяет ей понять, что она отделилась от него и теперь просто витает в воздухе, легко паря над землей. Все эмоции, которые приходят в этом пространстве, полностью зависят от внутреннего богатства человека, его позитивных или негативных качеств. Именно здесь душа после смерти находит свой ад или рай.



Тонкое измерение состоит из многочисленных слоев и уровней. И если при жизни человек может скрыть свои настоящие помыслы и сущность, то здесь они полностью оголятся. Его эфемерная оболочка должна занять тот уровень, которого достойна. Позиция в тонком мире определяется сущностью человека, его жизненными поступками и духовным развитием.

Все слои иллюзорного мира делятся на низшие и высшие:

  • В низшие уровни попадают те души, которые при жизни получили недостаточное духовное развитие. Они должны находиться только внизу и не могут подняться ввысь, пока не достигнут ясного внутреннего сознания.
  • Обитатели верхних сфер наделены светлыми духовными чувствами и без проблем перемещаются в любом направлении этого измерения.



Попадая в тонкий мир, душа не может врать или утаивать черные, порочные желания. Ее тайная сущность теперь ясно отражается на ее призрачном облике. Если личность при жизни была честна и благородна, ее оболочка сияет ярким заревом и красотой. Темная душа выглядит безобразно, отталкивает своим видом и грязными помыслами.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

В первые дни после кончины дух человека находится в том месте, где он жил. По церковным канонам, душа после смерти готовится к Божьему суду 40 дней.

  • Первые три дня она путешествует по местам своей земной жизни, а с третьего по девятый она направляется к вратам Рая, где ей открываются особенная атмосфера и счастливое существование этого места.
  • С девятого по сороковой дни душа посещает страшное жилище Тьмы, где ей предстоит увидеть мучения грешников.
  • По истечении 40 дней она должна повиноваться решению Всевышнего о дальнейшей ее участи. Повлиять на течение событий душе не дано, но улучшить ее удел могут молитвы близких родственников.
Смерть Это преобразование оболочки человека в другое состояние, переход в иное измерение.

Родственникам нужно постараться не устраивать громких рыданий или истерик и принять все как данность. Душа все слышит, и такая реакция может доставить ей сильные муки. Родственникам необходимо произносить священные молитвы, чтобы успокоить ее, указать верный путь.

Через полгода и год после кончины дух умершего приходит к своим родственникам в последний раз, чтобы проститься.



Православие и смерть

Для верующего христианина смерть – это не что иное, как переход в вечность. Православный человек верит в загробную жизнь, хотя в разных религиях она представляется по-иному. Неверующий отрицает существование тонкого мира и абсолютно уверен, что жизнь человека заключается в периоде между рождением и кончиной, а затем наступает пустота. Он старается взять от жизни по максимуму и очень боится смерти.

Православному человеку земная жизнь не представляется, как абсолютная ценность. Он твердо уверен в вечном бытие и принимает свое существование, как подготовка к переходу в другое, совершенное измерение. Христиане беспокоятся не о количестве прожитых лет, а о качестве собственной жизни, глубине ее помыслов и деяний. На первое место они ставят духовное богатство, а не звон монет или могущественную власть.

Верующий человек готовится к своему последнему пути, искренне веря, что его душа после смерти обретет вечную жизнь. Он не боится своей кончины и знает, что этот процесс не несет зло или катастрофу. Это просто временное разлучение эфемерной оболочки с телом в ожидании окончательного их воссоединения в тонком мире.



Душа самоубиенного после смерти

Считается, что человек не имеет права лишать себя жизни, так как она дана ему Всевышним, и только он может ее забрать. В минуты страшного отчаяния, боли, страданий человек решает покончить с жизнью не самостоятельно – в этом ему содействует Сатана.

После кончины дух самоубиенного устремляется к Вратам Рая, но вход туда для него закрыт. При его возвращении на землю он начинает длительный и мучительный поиск своего тела, но также не может найти его. Страшные мытарства души длятся очень долго, пока не приходит срок естественной смерти. Только тогда Господь решает, куда отправится измученная душа самоубийцы.



В древние времена людей, покончивших с собой, было запрещено хоронить на кладбище. Их могилы находились на краю дорог, в густом лесу или болотистой местности. Все предметы, при помощи которых человек совершал самоубийство, тщательно уничтожались, а дерево, где произвелось повешение, срубалось и сжигалось.

Переселение душ после смерти

Сторонники теории о переселении душ уверенно утверждают, что душа после смерти обретает новую оболочку, другое тело. Восточные практики заверяют, что трансформирование может происходить до 50 раз. О фактах из своей прошлой жизни человек узнает только в состоянии глубокого транса или при обнаружении у него некоторых заболеваний нервной системы.

Наиболее известным лицом в изучении реинкарнации является психиатр из США Ян Стивенсон. По его теории, неопровержимыми доказательствами переселения души выступают:

  • Уникальная способность говорить на странных языках.
  • Наличие шрамов или родимых пятен у живого и умершего человека в идентичных местах.
  • Точные исторические повествования.

Практически все люди, пережившие реинкарнацию, имеют какие-либо врожденные дефекты. Например, человек, имеющий непонятный нарост на затылке, во время транса вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили. Стивенсон начал расследование и нашел семью, где смерть одного из ее членов произошла именно таким способом. Форма раны умершего, словно зеркальное отражение, была точной копией этого нароста.

Подробности о фактах из прошлой жизни поможет вспомнить гипноз. Ученые, проводившие исследования в этой сфере, опросили в состоянии глубокого гипноза несколько сотен человек. Почти 35% из них рассказывали о событиях, которые никогда не происходили с ними в реальной жизни. Некоторые люди начинали говорить на неизвестных языках, с выраженным акцентом или на древнем диалекте.

Однако не все исследования научно доказаны и вызывают множество размышлений и споров. Некоторые скептики уверены, что человек во время гипноза может просто фантазировать или идти на поводу у гипнотизера. Также известно, что невероятные моменты из прошлого могут озвучивать люди после клинической смерти или пациенты с тяжелыми заболеваниями психики.

Медиумы о жизни после смерти

Приверженцы спиритизма в один голос заявляют о том, что существование после смерти продолжается. Доказательством этому является общение медиумов с духами умерших людей, получение от них информации или наставлений близким. По их словам, потусторонний мир не выглядит ужасно, – наоборот, он освещен яркими красками и лучезарным светом, от него исходит тепло и счастье.



Библия осуждает вторжение в мир умерших. Однако существуют почитатели «христианского спиритизма», которые защищают свои действия, приводя в пример учения Зодиака, последователя Иисуса Христа. По его преданиям потусторонний мир духов складывается из разных сфер и слоев, а духовное развитие продолжается даже после смерти.

Абсолютно все утверждения медиумов вызывают любопытство у исследователей паранормальных явлений, и некоторые из них приходят к выводам, что они говорят правду. Однако большинство реалистов уверены, что поклонники спиритизма всего лишь обладают хорошей способностью к убеждению и отличной проницательностью от природы.

«Время собирать камни»

Каждого человека страшит смерть, поэтому он старается докопаться до истины, узнать о неизвестном тонком мире как можно больше. На протяжении жизни он всеми силами старается продлить годы существования, прибегая порой даже к необычным методам.

Однако придет время, и нам придется расстаться со своим привычным миром и уйти в другое измерение. И для того чтобы душа после смерти не блуждала в поисках обретения спокойствия, необходимо достойно прожить отведенные годы, накопить духовное богатство и что-то изменить, понять, простить. Ведь возможность исправить свои ошибки есть только на Земле, когда ты жив, и другого шанса это сделать уже не будет.

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Есть ли жизнь после смерти? Куда отправляются души умерших людей? Возможно ли, что души умерших людей отправляются в лучшее место? Согласитесь, это очень чувствительная тема, хотя многие люди не хотят говорить об этом. Однако то, что происходит после смерти — это вопрос, на который все обращают внимание.

На похоронах ушедшего надежды многих скорбящих заключаются в том, что их любимый человек не умер окончательно, его душа перенеслась в лучший мир. Внутри себя мы думаем, что их жизнь после смерти свободна от всех земных страданий. Если библейский рай и ад реальны, мы все надеемся, что наш близкий находится на небесах, в окружении друзей и бесед с ангелами.

Есть ли жизнь после смерти? Опрашивая верящих в жизнь после смерти, и почему они думают, что их близкий отправился в рай, одни говорят: «он был хорошим человеком». Другие скажут: «он никому не причинял вреда» или: «я не верю, что любящий Бог отправит их в ад». Немногие рассматривают возможность того, что их близкий может выглядеть не добрым в глазах Бога.

10 человек из 10 умирают, — это незыблемый факт. Однажды каждый умрет, — физическая смерть единственная постоянная величина нашего бытия. Когда вы умрете, то вопрос веры в жизнь после смерти будет приведен к окончательному ответу.

Если ад реальность, и вы недостаточно хороши для неба, то согласно писанию, ваша жизнь после смерти будет вечной мукой, без отдыха на день или ночь – это навсегда!

Есть ли жизнь после смерти, когда добрые отправляется на небеса, а плохие томятся в аду? А может есть шанс вернуться, чтобы исправить плохие поступки в этой жизни?

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Когда дело доходит до жизни после смерти — небеса и ад, вечность ошибочна. Вы приглашены на Суд Святого Престола! Здесь важен только один «багаж», состоящий из земных поступков. Даже сказанные слова или мысли и помыслы будут звучать как труба Архангела у подножия Престола.

Есть много убеждений о жизни после смерти. Сегодня не будет историй людей, заглянувших за грань жизни. Зачем? Вы можете об этом прочитать в наших статьях рубрики « ». В этой статье я приглашаю вас подумать об одном – о вере в настоящие небеса и настоящий ад, найденный в Библии.

Если то, что Библия говорит о жизни после смерти истина, то мы должны приобрести уверенность, что она будет проведена на небесах. Думаю, стоит потратить на это несколько минут, чтобы проверить собственное будущее, исходящее из текущих поступков, записываемых в книгу жизни.

Есть ли жизнь после смерти? Никто кроме мудрости предков отображённой в Библии не даст ответа о жизни после смерти. Каждый человек может самостоятельно резюмировать свою жизнь: в одной графе добро, в другой зло, — делайте вывод, в какой конечный пункт назначения на Суде Великом получите путевку.

Библия — самая читаемая книга в мире. В ней подробно рассматривается вопрос: «Есть ли жизнь после смерти». И поскольку в ней говорится, что жизнь после смерти для нечестивых, есть вечная жизнь в аду, будет разумно подумать о том, кто идет туда, и как не попасть в страшное место.

ИГРЫ С ДУШОЙ И ВЕЧНОСТЬЮ.

Часто проводят опросы, что люди думают о жизни после смерти. Одни отвечают: «Я просто пользуюсь жизнью здесь и сейчас». Другие говорят: «Я стараюсь не думать о жизни после смерти» или «Если есть жизнь после смерти, то полагаю, что я буду достаточно хорош, чтобы попасть на небеса».

Третьи легкомысленно заявляют: «Я собираюсь отправиться в ад с друзьями». Весьма опрометчивые мысли, не так ли? Чрезвычайно опасно игнорировать предмет или не воспринимать это дело всерьез, играя с вечной судьбой собственной души.

Есть ли жизнь после смерти? Если то, что Библия говорит о жизни после смерти — небеса и ад, — правда, но вы игнорируете ее или превращаете в шутку, тогда вечное проклятие достойная цена, которую вы заплатите легкомыслие к своей бессмертной душе.

Если записи Библии верны, но вы не верите и не действуете согласно писанию, то после смерти вы не пойдете на небеса. Скорее, ваша душа после смерти отправиться в ад, и жизнь будет наполнена вечными сожалениями и страданиями без надежды на спасение. Всю вечность вы будете помнить, как сегодня проигнорировали возможность задуматься о будущей жизни.

Библия говорит … «Ему назначено однажды умереть, а после будет суд»

«И увидел я великий белый престол и сидящего на нем, от лица которого бежали земля и небо … и увидел, что мертвые, маленькие и великие, стоят перед Богом, и открылись книги: открылась еще одна книга, которая является книгой жизни, а мертвых судили на основе тех вещей, которые были написаны в книгах, по их делам …»

Не вижу смысла полностью приводить библейские истины, но дрожь охватывает от писанного в «Откровении»: и были судимы каждый по делам их, и смерть и ад были брошены в озеро огненное. Это вторая смерть. И всякий, кто не был найден написанным в книге жизни был брошен в озеро огненное!

«Не удивляйся этому, наступает час, когда все, кто в могилах, услышат Его голос и выйдут, те, кто сделали добро к воскресению жизни, и те, кто практиковал зло к воскресению вечного осуждения»

Итак, если бы ты сегодня умер, куда бы ты пошел? Небеса? Ад? Библия нам поясняет:
Праведников будут приветствовать в «вечную жизнь»
Нечестивые будут преданы «вечному огню»

СТАТИСТИКА ЖИЗНИ.

Каждая жизнь драгоценна. Но однажды жизнь закончится, и все в свое время станут частью окончательной статистики. В минуту смерти все столкнуться с самым большим откровением – Суд Божий. В тот день, когда вы умрете, ваши убеждения о жизни после смерти, небесах и аду, будут подвергнуты испытанию. Особенно, если ад реальный, и вы недостаточно хороши для рая.

Возможно, вы думаете, как некоторые говорят: «Я не верю во все это». В тот день, когда вы умрете, это будет проверено. Часто вопрошают: если Бог существует и действительно так всемогущ, то почему бы ему не вернуть на землю умершего, чтоб он все рассказал о загробной вечности? А вы уверены в том, что никто не приходил в мир? Ведь сын божий однажды был на земле, среди нас, людей.

Кроме того, посмотрите на вопрос под другим углом: жизнь здесь и сейчас лишь предыстория перед жизнью в большем мире. Но оценка конечного пункта назначения – ад или небеса – будет вестись по делам земным.

А между тем Часы тикают. Однажды близкие соберут ваши похороны. Вы должны найти время прямо сейчас, чтобы подумать о том, что говорит Библия о жизни после смерти. Вечность — это долгое время для сожалений об утерянных возможностях.

150 000 человек каждый день узнают правду о жизни о после смерти, потому что они умирают. Когда вы прочтете до конца этой строки, умерли еще около 10 человек (и не все они отправились на небеса).

Умирает около 1,8 человек в секунду.
= 108 человек в минуту
= 6 461 человек в час
= 155 060 человек в день
= 56 597 034 в год

Люди умирают от сердечного приступа, инсульта, автомобильной аварии, войны, голода, болезней, старости, не рождённые от абортов …

10 человек из 10 умирают. Уделите время размышлению о том, что Библия говорит о жизни после смерти. Это не убьет вас. Лучше потратьте немного времени сейчас, чем сожалеть об этом моменте целую вечность в аду! Почему вы должны подумать об этом? Потому что однажды вы станете частью конечной статистики.

САМОЕ ВРЕМЯ ЗАДУМАТЬСЯ.

Теперь настало время спросить: «Есть ли жизнь после смерти?» Действительно ли есть ад? Есть ли второй шанс после смерти? Однажды будет слишком поздно искать ответы. После смерти уже не будет возможности думать о жизни после смерти. Никто кроме вас самих не даст ответа на поставленные вопросы.

Многие люди не хотят думать о жизни после смерти или даже просто смерти. Вот правда, от которой вы не сможете убежать:

Являетесь ли вы богатым или бедным, известным или неизвестным, красивым или уродливым, сильным или слабым, любимым или ненавистным, жирным или тощим, счастливым или грустным, здоровым или больным, состоящим в браке или одиноким, с высоким доходом или низким … вы все равно умрете!

Вам нужно подумать об этом сейчас, потому что, как сказал один человек, «каждый удар вашего сердца — это барабанный удар вашего похоронного марша». Когда вы умрете, ваши убеждения о жизни после смерти будут подвергнуты проверке. Мы продолжаем говорить об этом, потому что люди, похоже, не думают о вечности души.

В тот день, когда вы умрете, то в точности узнаете ответ – куда попадают души умерших людей. Если ад реальный, и вы не хороший человек в глазах Бога, тогда жизнь после смерти станет для вас вечной мукой. Вы НЕ можете избежать смерти, но можете избежать ада!

ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

У вас есть мысли о жизни после смерти? Может религиозное верование или иные убеждения? Я не интересуюсь, что вы думаете о паранормальных историях испытанными людьми в моменты клинической смерти. Зачем? В какой-то день у вас будет собственный опыт после смерти с конкретным ответом о своей дальнейшей судьбе. Просто дайте себе ответ на занимательный вопрос, когда не перед кем лукавить.

Большинство людей так или иначе готовится к смерти, например, завещание. Но гораздо меньше готовятся к жизни после смерти, в плане обеспечения доброй репутации своей души. Есть ли жизнь после смерти? На земле это вопрос философских мнений, дополняемый сегодня законом сохранения энергии.

Никто не призывает вас к какому-либо верованию. Бог каждому человеку дал свободу воли. Но представьте себе на минуту, что вы стоите перед Всемогущим Богом в день суда. Лучше сейчас выяснить, чем это может закончиться для вас. Прямо сейчас идет заполнение вашей книги жизни, где каждая строчка станет решительным аргументом, куда отправиться ваша душа после смерти.

После отделения души от тела для нее начинается самостоятельная жизнь в мире невидимом. Накопленный Церковью духовный опыт дает возможность построить ясное и стройное учение о загробной участи человека. Ученик преподобного Макария Александрийского (+ 395) рассказывает: «когда мы шли по пустыне, видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой – с левой ». Один из них рассказал о том, что делает душа в первые 40 дней по смерти: «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <…> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.

После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <…> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.

После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <…>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <…> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, — «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19).

Великий подвижник нашего времени св. Иоанн (Максимович) пишет: «Следует иметь ввиду, что описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций <…> святые, которые вовсе не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо» (Блаженный святитель Иоанн Чудотворец, М.,2003, с. 792) .

Православная Церковь придает большое значение учению о воздушных мытарствах, которые начинаются на третий день после разлучения души от тела. Она проходит в воздушном пространстве «заставы», на которых злые духи обличают ее в содеянных грехах и стремятся удержать как сродную им. Об этом пишут святые отцы (Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

Душа человека, жившего по заповедям Божиим и уставам св. Церкви безболезненно проходит эти «заставы» и после сорокового дня получает место временного упокоения. Нужно, чтобы близкие молились в Церкви и дома за усопших, помня что до Страшного суда многое зависит от этих молитв. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

о.Афанасий Гумеров

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время “посмертные” опыты получают совершенно неверное толкование, Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.
Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными “посмертными” опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключение мы специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)
Жизнь после смерти

Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1Кор. 15, 32). Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: “Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая” (“Душеполезное чтение”, август 1894).
После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: “Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза” (св. Амвросий “Смерть как благо”).
Преп. авва Дорофей, Отец Газский VI века, суммирует учение ранних Отцов по этому вопросу: “Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает… И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела” (Авва Дорофей. Поучение 12).
Великий подвижник V века, преп. Иоанн Кассиан, ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: “Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 22-28)… Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать… они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т.е. душа), в которой, по блаженному Апостолу, заключается образ Божий и подобие (1Кор. 11, 7; Кол. 3, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их” .
Современные “посмертные” опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть всем христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения
Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.
Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше -в гл. 1, ч.2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.
Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: “Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружат твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь”.

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.
Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми “на курорте” счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.
Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как частного суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: “Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих” .
В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: “Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость” (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).
В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: “Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому” (“Душеполезное чтение “, август 1894).
Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило , которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные “посмертные” опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.
Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила “посмертного” опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых “мытарств”, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.
В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той “невидимой брани”, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.
Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: “Помогите!” – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительное засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы… Не забудьте так сделать… Се и любовь!”
Критики православного учения часто неправильно понимают тот “мешок золота”, из которого на мытарствах Ангелы “платили за долги” блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием “сверхдолжных заслуг” святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.
Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В “Каноне на исход души”, читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:
“Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли” (песнь 4).
“Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа” (песнь 6).
“Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице” (песнь 8).
Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще тридцати семи дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.
Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.
Учение Церкви о состоянии душ на небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.
Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях. В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания .
Аналогичный рассказ есть в житии подвижницы, почившей уже в нашем XX веке, монахини Афанасии (Анастасии Логачевой): “В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к Пелагее Ивановне блаженной , жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за брата, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву: Богородице, Дево, радуйся… По истечении сорока дней ей было видение: глубокая пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем – два человека с железными цепями на шее и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг. По истечении вторично 40 дней, она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на шее его. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: “хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные заступники”. После сего, блаженная Пелагея сказала: “Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства” .
Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно “фотографии” того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). (До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.) “Как можешь ты, Святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил Иеромонах. – “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение “о иже в аде держимых”.
Св. Григорий Великий, отвечая в своих “Собеседованиях ” на вопрос: “Есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти”, учит: “Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына” (IV; 57,60).
Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).
Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни; “Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться”… Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.
Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском Императоре Траяне, – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого Императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”.
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.
Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать “Молитвы на исход души”, которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминовение должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Молитва на исход души

Боже Духов и всякия плоти! Ты твориши ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Пред Тобою трепещут Херувимы и Серафимы и тьмы тем и тысяща тысящ со страхом и трепетом выну предстоят Престолу Твоему. Ты за хотящих улучити спасение посылаеши на служение святых Твоих Ангелов; Ты и нам грешным коемуждо даеши святаго Ангела Твоего, яко пестуна, еже хранили ны во всех путех наших от всякаго зла и таинственно наставляти и вразумляти ны даже до последняго издыхания нашего. Господи! Ты повеле еси изъяти душу от приснопоминаемаго(-мой) нами раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), воля Твоя – воля святая; молим Тя, Жизнодавче Господи, не отними точию ныне от души его (ея) сего пестуна и хранителя ея, не остави ю едину, яко в путь шествующую; повели ему, яко хранителю, не удалятися помощию в сем страшном прохождении ея в мир горний невидимый; молим Тя, да будет убо ей заступником и защитником от злаго сопротивника в прохождении мытарств, дондеже преведет ю к Тебе, яко к Судии неба и земли. О, страшно прохождение сие для души, грядущей на суд Твой нелицеприятный, и имущей в прохождении сем истязатися духами злобы поднебесными! Темже убо молим Тя, Преблагий Господи, благоволи и еще послали святых Твоих Ангелов душе преставльшагося(-шейся) к Тебе раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), да защитят, оградят и сохранят ю от нападения и истязания страшных и злых оных духов, яко истязателей и мытарей воздушных, служителей князя тьмы; молим Тя, свободи ю сего злаго обстояния, да не срящет ю злых демонов полчище; сподоби ю безбоязненно, благотишно и невозбранно преяти от земли страшный сей путь со Ангелы Твоими, да вознесут ю поклонитися Престолу Твоему и да приведут ю к свету Твоего милосердия.

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе “Точного изложения православной веры ” преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:
“Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…
Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…
Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь” (стр. 267-272).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: