Храм сергия на ходынском поле. У взлетно-посадочной полосы

Бывают такие моменты, когда все настолько надоедает, что хочется все бросить, плюнуть и забыть. Сказать: «Ну и хрен с ним». Обычно, такие минуты возникают, когда что-либо не получается.

Это везде в повседневной жизни и может наступить мгновенно. И не обязательно это будет относиться к продвижению в частности и интернету в общем. Вы можете делать что-нибудь по дому, а потом, вдруг, понимаете, что у вас что-то не получается. И вас это тихо бесит, кажется, что продолжать совершенно нет смысла. Что проще все бросить или дать делать кому-нибудь другому.

Сильные люди тем и отличаются от слабых – слабые быстро сдаются. И в итоге сильные побеждают слабых, именно они после всего этого «сражения» восходят на вершину славы и почета. А все почему? Потому что они, когда заходят в тупик, сразу же ищут другую дорогу, а не возвращаются обратно. Они стараются докопаться до сути и закончить начатое дело, пробуя другие варианты и пересмотрев свою тактику. Зачастую – кардинально сменив её, если того требуют обстоятельства.

В интернете наблюдается то же самое. Ежедневно рождаются миллионы сайтов, но сколько из них остается через год? А сколько через три? Единицы. А все потому, что многие не оканчивают начатое и, зайдя в тупик, ничего не делают для того, чтобы продолжать свой путь к успеху.

Вспомните, и каким он стал сейчас. Без постоянного развития ресурса и постоянной работы — ничего не получится.

В моменты под названием «Ну и хрен с ним», я руководствуюсь несколькими правилами, которые помогают мне решить возникшую проблему. И я хотел бы о них рассказать.

1. Остановиться.

Это первое, что следует сделать. Не мудрено понять – то, что вы делаете в данный момент, не приносит желаемого результата. Тогда зачем упорно продолжать это делать? Продолжение работы в том же направлении будет только отдалять от желаемого результата и попросту тратить ваше время.

2. Расслабиться и отвлечься.

Расслабиться – стоит на втором месте по причине того, что вы напряжены. У вас не получается, вы нервничаете, поэтому следует хорошенько расслабиться. Каким образом – у каждого свои предпочтения и каждый расслабляется по-своему. Дело в том, что мозгу следует немного отдохнуть, чтобы потом выдать шедевр или просто найти выход из сложившейся ситуации. Можно посмотреть фильм, можно пройтись прогуляться, можно поспать. У каждого свои представления об отдыхе – используйте то, что вас гарантированно расслабит. И вы приятно удивитесь, когда ваш не напряженный повседневной работой мозг выдаст гениальное решение.

3. Разобрать все по полочкам.

После того как вы отдохнули и ваш разум стал более светлым и чистым, следует посмотреть на проблему и вспомнить, что и как вы делали. По порядку и последовательно. Быть может, на каком-то этапе вы свернули не туда, и получилось не то, что хотелось бы видеть изначально. Вернитесь на 3 шага назад и попробуйте сделать это по-другому.

4. Если ничего не получилось — спокойно.

Это всего лишь означает, что вы с самого начала двигались не в том направлении. Поразмыслите над тем, как можно было иначе подойти к вопросу решения проблемы, как можно было решить эту задачку по-другому. И подумайте над тем, что для этого понадобится. Может быть, вам не хватает знаний, может быть, стоит узнать мнение профессионала, а может быть, просто набраться терпения. Когда поймете – действуйте, пусть это даже будет путь с самого начала.

Если подходить к решению любой проблемы подобным способом – вы гарантировано её решите. Причем без лишних необдуманных действий, без паники и кипеша. Следует понять и научиться находить самое основное – источник проблемы. То, из-за чего не получается сделать поставленную задачу. И очень часто источник проблемы лежит на поверхности, стоит только немного открыть глаза.

Твит дня: «Самая любимая женщинами поза: женщина, стоя и слегка наклонившись вперед,выбирает кольцо с бриллиантом. Мужчина сзади расстегивает бумажник.»

" src="http://2.gravatar.com/avatar/5c7fa4f25bc7d9034cbcf7e0cf9d1954?s=32&d=monsterid&r=g" srcset="http://2.gravatar.com/avatar/5c7fa4f25bc7d9034cbcf7e0cf9d1954?s=64&d=monsterid&r=g 2x" class="avatar avatar-32 photo" height="32" width="32">Маргарита says:

Никогда не сдаваться — прежде всего! Советы — правильные! Аналогично: http://margaritablog.ru/2011/03/kak-pomenayt-zhizh/

Sickboy says:

Да-да, Маргарита. Именно ваша статья и навеяла меня на размышления по поводу темы «Когда все надоело»)

С днем смайлика! ;)

Виктор says:

Отличная статья! Всё правильно сказано.

Добавлю в закладки и буду перечитывать в разные жизненные моменты.

Жанат says:

У меня последние пять лет вообще ничего не получается… Помогите может получиться.

Ка2 says:

Что делать если у меня наоборот все получается? Вот думал открыть свой бизнес, и вуаля, через месяц открываю, через год я уже миллионер, хорошо, очень хорошо…дальше хочу никогда не болеть и выздороветь от того, что меня беспокоит сейчас и опа, черкз месяц я здоров как бык, я раньше так не был здоров как сейчас, хорошо, очень хорошо. Хочу выучить быстро английский язык, пошел на курсы, он мне легко дался иииии через 2 месяца я легко владею английским….хочу жену, хорошую, не балованную, чтобы была не айфонутая и не делала селфи, ииии вот она моя любовь, уже близко, хорошо, это все очень хорошо, пускай и дальше так идет…

Полина says:

Я тоже в последние три года наблюдаю абсолютную удачу! Естественно, я рада этому, безумно. Я имею свой риелторский бизнес по всей России, Европе, наверно странно, что я пишу этот комментарий, ведь жизнь мне дарит такие шансы,и я зашла на этот сайт для того, чтобы вспомнить былые времена, как подавляла себя неудачами. Я искренне надеюсь, что все люди, которые трудятся, даже, если у них бывают неудачи — это только нас закаляет, они найдут свое счастье в любых сферах, как это произошло у меня, впрочем.
Удачи)

Леонид says:

Я в такие моменты поднимаю пятую точку. Втыкаю наушники либо с музыкой или аудиокнигой и иду гулять. Со временем мысли успокаиваются и приходят различные решения проблем

Недавно мне написала девушка в социальных сетях: «Лариса, помогите мне! У меня жуткие сомнения в себе. В любом деле появляются мысли: „Я не достойна, я не смогу, у меня не получится“. Я всегда на вторых ролях. Боюсь ставить большие цели. Боюсь что-то сказать, выступать. Для меня всегда важно, что скажут люди, что они подумают. Жду оценки и боюсь критики со стороны. Очень устала!».

Меня сильно зацепило это сообщение, и я решила встретиться с этой девушкой. И сегодня перед вами - еще один способ изменить жизнь - но не в обычном формате, а в формате нашего разговора с Тоней.

Привожу несколько кусочков из нашего длинного разговора, в котором мы говорили об устройстве мира, добре и зле, принципах Вселенной и, конечно, о сомнениях в себе и главных правилах тех, у кого что-то добивается.

Лариса, я боюсь начинать любые проекты. Мне кажется, что у меня ничего не получится! Постоянно грызу себя. Ты выглядишь такой уверенной в себе, как у тебя это получается?

Тоня, ключевое слово тут «Выглядишь»: все люди в себе сомневаются. Я не встречала ни одного успешного человека, который бы не сомневался в себе. В книге «Большая восьмерка» я читала про Николь Кидман. Она - на секундочку обладательница «Оскара» - говорит: «Каждый раз, когда я выступаю в главной роли, мне кажется, что я совсем не умею играть. Я набрасываю список актрис, которые играют лучше меня, и иногда пытаюсь убедить режиссера взять на роль их».

Непревзойденный гольфист Тайгер Вудс тоже говорил о том, что перед каждым соревнованием к нему приходит Человек-Какуля, который сеет смуту сомнений. Тайгер говорит, что спасает только одна фраза, которую он повторяет постоянно: «Соберись, Тайгер. Ты делал это уже тысячу раз».

Когда я запускаю новый проект, внутренний голос говорит мне: «Ничего не получится. Все будет плохо». Мне хочется, как Грусть из мультфильма «Головоломка» упасть лицом в пол и лежать. Когда я готовилась к выступлению на TEDx и увидела список спикеров, то подумала: «Шеф, всё пропало. Я хуже их всех».

Мне кажется, у меня тоже всего два режима: режим «Гений» и режим «Я - ничтожество». И они быстро и хаотично переключаются.

- Ну а как ты справляешься с этим страхом и начинаешь действовать?

Меня всегда мотивирует две вещи. Первая - я представляю себе чашу весов. На одной чаше весов лежат неуверенность в себе, мнения критиков, страхи. А на другой - моя реализация, мое здоровье, мое счастье.

И тут я понимаю, что ставки высоки. Варианта всего два: либо гнить, либо гореть.

Либо я буду бояться критики и ничего не делать и в итоге стану нереализованной злой старухой, которая будет сидеть у подъезда и кричать в сторону молодежи «Наркоман! Проститутка!»; старухой, которую съедает горечь от того, что она так бездарно потратила свою жизнь и ни разу не сделала ничего, о чем можно было написать в мемуарах.

Либо я буду гореть: делать что-то, терпеть поражения, испытывать взлеты, кайфовать от побед, плакать от неудач, бороться, переживать, пробовать, обжигаться и становиться сильнее. И потом в конце жизни, возможно, слегка «покоцанная» бабулька в лице меня скажет со смехом: «Вот это я покуролесила! Вот это жизнь так жизнь! Слышь, Спилберг, идём кино снимать про меня!».

Третьего не дано. Если ты не горишь - значит, гниешь. В общем, я представляю себе эту чашу весов, а потом говорю: «Да пошли они все! Я буду делать то, что хочу».

Я слежу за тобой уже два года и, кажется, что у тебя только успешные проекты. Как сделать так, чтобы все получалось?

Никак. Тут опять ключевое слово «Кажется». Из 10 проектов, которые я запускала в последние три года, 7 провалились, и только 3 - выстрелили. И так у всех! Просто о провальных проектах мало кто говорит. Недавно читала про одну из крупнейших онлайн-площадок Amazon и про то, как они внедряли новые опции. Большинство их нововведений провалилось.

Исследователи выяснили, что у ученых, которые сделали больше всего прорывных открытий, у них же было больше всего и провальных экспериментов. Еще одно исследование из этой же серии про баскетболиста Майкла Джордана: он был на первом месте как по количество заброшенных в корзину мячей, так и по количеству промахов. «Количество всегда переходит в качество», - эта мысль меня двигает.

Делать эксперименты, даже провальные, очень весело! Важен не результат, а сам путь. Если привязываться только к результату, можно стать несчастным.

- Круто! А ты в момент сомнений ты говоришь себе какие-то слова?

Я себе придумала такую штуку, который называется «Красный листок на случай неуверенности в себе». В общем, я взяла красный стикер и написала на нем 5 пунктов, о которых я себе напоминаю. Там написано примерно следующее:

  1. Я делаю этот проект из высшей любви, а не из страха.
  2. Это лучшее, на что я способна сейчас.
  3. Если я не сделаю это, я буду жалеть.
  4. Это принесет мне новый опыт. В конце концов, каждый новый провал приближает меня к победе.
  5. Это FUN! FUN! FUN!

Тебе тоже советую перед началом проекта написать себе список, почему нельзя останавливаться и надо это делать.

- Какой совет ты бы дала человеку, который сам в себя не верит?

Один совет: делать что-то, потому что законам физики абсолютно плевать на твое самоощущение. Неважно, веришь ты в закон гравитации или нет, но если ты шагнешь из окна шестого этажа, ты полетишь вниз. Даже если при этом ты будешь молиться, визуализировать и повторять аффирмации, чтобы полететь вверх. Точно так же в любом деле: если ты будешь много рисовать - ты научишься хорошо рисовать, и неважно, веришь ты при этом в себя или нет.

Как говорил Ван Гог: «Если вы слышите внутри себя голос, твердящий вам: „Ты не художник“, - не слушайте его. Пишите с еще большей самоотдачей, и этот голос утихнет».

Моя неуверенность в себе доходит до маразма. Я снимаю квартиру и живу с соседкой. Она часто повышает голос на меня, а я ей ничего не могу сказать…

Я тебя хорошо понимаю. Сама была такой. Я называю это «пассивка», или состояние жертвы, когда ты не можешь за себя постоять. В книге «Беседы с Богом» была хорошая фраза на этот счет: «Наилучшим в ситуациях, когда тебя оскорбляют, для тебя является остановить того, кто тебя оскорбляет. И так будет лучше для обоих - и для тебя, и для твоего обидчика. Ведь даже обидчик оскорбляется, когда его оскорблениям позволяют продолжаться.

Для обидчика это не успокоение, а гибель. Ведь если обидчик обнаруживает, что его оскорбления принимаются, то чему он научился? Если же обидчик понимает, что его оскорбления больше не принимаются, то какие выводы он вынужден будет сделать?».

Надо иметь смелости выражать свои эмоции, потому что так ты делаешь мир лучше. У гениального режиссера Вуди Аллена есть золотая фраза: «Моя проблема в том, что я ничего не выплескиваю наружу. Я не умею выражать гнев. Вместо этого я заболеваю раком».

Тем более нужно всегда помнить про психосоматику. Например, у людей, которые не сказали то, что должны были, часто начинает болеть горло.

- О, это точно! Я вообще весь прошлый год болела ангиной. И провела в больницах…

Болезни - это прямой показатель сопротивления миру и своей природе. Когда мы предаем себя, мы начинаем болеть.

В общем, напоследок, расскажу тебе такую историю. Недавно поздравляла друга, которому исполнилось 30 лет, с днем рождения. Я спросила у него: «Чего тебе не хватило в твоем десятилетии с 20 до 30 лет, чтобы сделать больше?».

Он ответил: «Смелости».

Меня это поразило, потому что мне тоже не хватает смелости. Даже сейчас. Смелости заявлять о себе. Смелости не стесняться. Смелости признать очевидные вещи. Смелости избавиться от иллюзий. Смелости быть собой.

Так что желаю нам всем помнить слова Оскара Уальда: «Будьте собой. Все остальные места уже заняты».

upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней - еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой - новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.

Восстановление взорванного в советское время храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы планировалось завершить в рамках программы строительства 200 новых храмов к предстоящему в 2014 году 700-летию со дня рождения преподобного Сергия. Однако несколько дней назад на сайте Москомархитектуры было опубликовано сообщение об открытом международном конкурсе на разработку архитектурной концепции парка «Ходынское поле», в котором отсутствовало упоминание о строительстве храма в установленном месте. Иерей Василий Биксей, настоятель будущего храма в честь преподобного Сергия, прокомментировал для сайта «Религаре» сложившуюся ситуацию.

— Отец Василий, год назад строительство храма столкнулось с трудностями. Как изменилась ситуация за этот год?

— К сожалению, трудностей за год не стало меньше. Обстановка еще больше осложнилась. В прошлом году нас кормили обещаниями, предлагали дождаться решения арбитражного суда, а потом решать вопрос застройки... В настоящий момент земля по приказу Министерства обороны передана Правительству Москвы. Ранее мы направили письмо в Минобороны с просьбой к этой организации как собственнику земли подтвердить ранее данные обязательства о размещении храма на данной территории. Нам ответили, что готов приказ о передаче земли под застройку Правительству Москвы, поэтому подтверждения надо ждать от Департамента земельных ресурсов Правительства Москвы. Одновременно от Минобороны направлено письмо в Правительство Москвы на имя Наталии Алексеевны Сергуниной о том, что они не против размещения возрождаемого храма прп. Сергия Радонежского и храма-часовни. В этом письме есть ходатайство учесть ранее достигнутые договоренности о предоставлении участка для их строительства.

— Дождались?

— В марте мы направили в департамент письмо с просьбой учесть при застройке планы по возведению храма преподобного Сергия Радонежского и часовни архангела Гавриила. Общины обоих храмов существуют уже давно. Мы 12 лет ждем возрождения храма. Нам был дан ответ, что идет строительство станции метро, и необходимо будет учесть и мнение метрополитена, и необходимость строительства торговых центров, и мнение общин. Нас обнадежили и просили подождать, ссылаясь на отсутствие проекта планировки данной территории. А в это время Правительством Москвы принято решение о разработке проекта планировки участка, ограниченного улицей Авиаконструктора Микояна и Ходынским бульваром, — как раз той территории, где в рамках парка «Исторические ландшафты Москвы» планировалось размещение возрождаемого храма и часовни. В техническом задании разработки проекта планировки размещение храма и храма-часовни, несмотря на обещания властей, не предусмотрено. Ответственным исполнителем данного проекта является Москомархитектура, ответственным лицом назначен главный архитектор Москвы Кузнецов. Это официальная информация, которая размещена на сайте Правительства Москвы и Москомархитектуры.

— И все это происходит, несмотря на данный ранее ответ?

— В том-то и дело. Разбивка парка «Исторические ландшафты Москвы» на данном месте планировалась и ранее, и храм должен был стать доминантной частью парка, но теперь в проекте парка храм отсутствует.

— Вы интересовались, почему?

— Мы направили письма в Правительство Москвы и Москомархитектуру с просьбой дать официальный ответ, где и как потерялся на территории порядка 30 га возрождаемый храм в память воинов-авиаторов. В частных беседах с представителями Москомархитектуры, представителями «Интеко» и Правительства Москвы было сказано, что причина в том, что мы не успели оформить землю и не был выпущен на наш участок ГПЗУ. Якобы в план застройки вошли только те объекты, на которые были выпущены градостроительные документы. А то, что в парке планировалось строительство возрождаемого храма и храма-часовни, что на них были выпущены акты резервирования и акт разрешенного использования, как будто никто не знал и данных документов нет в Москомархитектуре. Вместо предполагаемого музея авиации планируется музей современного искусства и парк, сопутствующий этой тематике.

— Перекос очевидный.

— Более того. Парк увеличивается с 26 до 30 гектаров, но на этом огромном пространстве не находится места ни музею-мемориалу воинам-летчикам, которые погибали на бывшем аэродроме им. Фрунзе (около 150 человек погибли при летных испытаниях), ни возрождаемому храму преподобного Сергия Радонежского. Причем, в канун юбилейного года! При Лужкове именно эти объекты должны были стать доминантой, идейным центром парка, и не только его, но всего аэродрома имени Фрунзе.

— А теперь торговый комплекс и центр современного искусства?

— Именно. И весь парк будет соответствовать этой тематике современного искусства.

— Изначально храм был включен в план...

— Да, он же подлежал восстановлению. И должен был стать частью парка «Исторические ландшафты Москвы». Что случилось, непонятно. Объявлен конкурс на застройку этого парка, в техническом задании храм не присутствует.

— Почему это случилось?

— У нас в стране все меняется очень быстро. Мы сначала строим, а потом начинаем перестраивать, часто меняются интересы инвесторов, часто решения наших градостроителей и чиновников основываются на поспешных выводах и не всегда на достоверной информации. В Правительстве Москвы сложилось мнение, что здесь актуально размещение парка без храма.

— Не сыграло ли здесь свою роль движение «За парк»?

— Возможно, в какой то мере да, так как его нынешний руководитель господин Ларин, в отличие от прежнего, неоднократно высказывался против строительства храма на Ходынском поле.

— А есть какие-то противоборства строительству храмов?

— Нет. Никто конкретно против храма не выступал и выступать не собирается. Эту волну противоборства кто-то искусственно подогревает. И, кроме того, это выгодно. Были только митинги за осуществление строительства обещанного парка и против коммерческой застройки Ходынского поля, но это другая история. Это движение «За парк», а не «против храма», и практически все прихожане тоже хотят парк, и практически все здравые люди понимают, что храм не помеха парку, тем более на территории не маленького сквера, а пустыря порядка 30 гектаров. Храм, наоборот, может быть украшением парка, идейным осмыслением исторической значимости Ходынского поля для русского государства. К тому же он занимает очень маленькую его часть и будет находится достаточно далеко от жилых домов.Тем не менее, на месте храма в проекте парка появится ряд объектов светского направления: прокат коньков, рестораны...

— Самое страшное, что Ходынка при этом потеряет свой исторический облик.

— Совершенно верно. Теперь не будет увековечена память воинов-летчиков и не будет восстановлен бывший храм. Альтернативных участков на территории Ходынского поля нет. На историческом месте храма преподобного Сергия стоят элитные дома. Где возрождать церковь?

— А Музей авиации — фактически мемориал погибшим летчикам — тоже списан как нерентабельный?

— Увы, это так. Хотя логично было бы построить его именно на месте аэродрома, где эти летчики во время испытаний часто отдавали душу Господу.

— Какое отношение к данному месту имеет музей современного искусства, который планируют построить?

— Абсолютно никакого и данное решение совсем непонятно. Возможно, современное искусство вызывает личный интерес у кого-то из застройщиков, чиновников или инвесторов. Но, согласитесь, на этом месте более уместен музей авиации и возрожденный исторический храм. Тем более, что альтернативного участка для его возрождения на Ходынском поле, кроме пустыря площадью 30 гектаров, нет.

— А как сам архитектор Кузнецов относится к возрождению храма?

— Сам Сергей Олегович Кузнецов — житель Ходынского поля, и предположить, что он не в курсе планов возрождения храма своего небесного покровителя на Ходынском поле, сложно. Он же сам Сергий! В своих официальных заявлениях по Ходынскому полю он храма вообще не касается, как будто церкви и авиационного прошлого на этом месте никогда не было. К тому же любой архитектор хочет оставить после себя какое-то уникальное сооружение. Возрожденный храм в честь небесного покровителя, да еще в своем районе к 700-летнему юбилею преподобного Сергия, игумена земли Русской, не каждому архитектору выпадает на долю! Это лучше всякого пиара.

— А Вы не пытались с ним встретится лично?

— Пытались и пытаемся до сих пор, но пока не получается, несмотря на то, что об этом мы уже просим на протяжение всего года. Наверное, он очень занят, хотя эта занятость не мешает ему встречаться регулярно с Лариным и его сподвижниками.

— Какова же в этой истории роль Ларина?

Новый проект парка и музея современного искусства разрабатывается под инициативой Москомархитектуры при поддержке общественного движения «За парк». Ответственность за осуществление проекта возложена на самого Кузнецова. Но в состав совещательной группы, которая определяет отбор проектов застройки парка, вошел Олег Ларин, противник строительства храма. На телеканале «Дождь» он четко сказал, что отстоять парк и отменить в нем строительства Атриума удалось, остается сохранить парк от строительства храмового комплекса.

— А как группа формировалась?

— В закрытом режиме.Туда вошли архитекторы, представители метрополитена, «Интеко», а из жителей почему-то оказался один Ларин — человек, который на протяжении длительного времени пытался уверить жителей района в том, что самая большая угроза для парка — это храм.

— А какие были аргументы у противников?

— Аргументы у противников храмов во всех районах одни и те же, так же как и личности, выступающие против строительства храмов в разных районах Москвы, те же самые. Они словно под копирку написаны: дьявол не изобретателен. Им всегда что-то мешает: колокольный звон, крестный ход, усопшие. Когда храмы строятся буквально во дворах, эти аргументы еще можно принять во внимание. Но всерьез говорить о том, что на территории в 30 гектаров нет места для храма, тем более для возрождаемого, на месте которого стоят их же дома? Странно, почему бы не разработать проект парка на территории 30 гектаров с размещением храма в любой его части, и в таком виде выставить его на публичные слушания? Почему жителей Хорошевского района лишают возможности выразить свое мнение в публичных слушаниях? Это прямое нарушение законодательства.

— Слушания не проводились?

— Слушания будут проводиться, но отстаивать то, что уже есть в плане строительства, и то, чего там нет, — это большая разница. Все делается для того, чтобы на слушаниях был представлен парк без храма, и это пока кому-то удается. Это не проект Церкви, а потребность жителей, которые обращались к депутатам муниципального собрания. Более тысячи подписей собрано, остается только определить место. Вопрос о месте воссоздания исторического храма и строительстве храма-часовни должен решаться не ограниченной группой людей, а всеми жителями Хорошевского района, и я бы сказал больше, так как Ходынское поле имеет историческое значение для всей православной Москвы. Возрождаемый храм и музей, посвященный памяти воинов-авиаторов, не должны покидать Ходынку из-за прихоти кого-либо.

— Это же просто прикрытие.

— Конечно. А православные не выходят на митинги, это не их метод, они наполнены терпением. И слава Богу. Метод верующего человека — молиться, ждать, но в то же время взывать к властям. К большому сожалению, власти чаще обращают внимание на агрессивные крики и хамские выходки, а не на просьбы терпеливых православных верующих. В последнее время митинги против застройки Ходынского поля де-факто стали митингами против храма.

— Как это?

— Да попросту сбор подписей за парк, за пешеходный бульвар, подписи против застройки торговыми центрами впоследствии были интерпретированы как подписи сугубо против строительства храма, которых никто не собирал. И это сыграло свою роль. Сейчас разрабатывается проект планировки данной территории, и в техническом задании проекта планировки храма нет, но никто из чиновников нам конкретно не сообщает об этом. А потом просто проинформируют «Простите, не получилось. В проекте планировки вас нет, чтобы внести в проект планировки, нужно постановление Правительства Москвы...» И далее: «Не согласитесь ли вы на другой участок?» Мы это уже проходили.

— Когда?

— В 2002 году. Тогда как раз была организована община и утверждался проект застройки этих домов — «Колизея», «Гранд-парка». И «Гранд-парк» поглощал историческую застройку храма. Чиновники ответили: «В качестве компенсации мы вам предлагаем место, близкое к историческому возле взлетно-посадочной полосы». Печально, что для возрождения исторического храма отводится участок в последнюю очередь, да еще с таким скрипом. И это в районе, где нет ни одного православного храма! Православные жители Хорошевского района очень огорчены, что им так долго приходится ждать возрождения исторического храма.

— А ведь храмы в современной Москве выполняют очень широкие функции...

— И прежде всего — воспитания народа в духе верности Отечеству, нравственным ценностям, противодействия экстремизму. Храм — место, где молодежь находит нравственные ориентиры. Рано или поздно храм на Ходынском поле будет однозначно, этого требует историческая справедливость. Память воинов-летчиков будет увековечена, потому что у нас в Росссии до сих пор нет храма, который бы был посвящен героям авиации. Надо, чтобы люди поняли: за строительством храма стоит не коммерция, а духовная жажда православных священников и мирян, желание что-то изменить в обществе, чтобы оно не скатывалось по наклонной дурных нравов и примитивных инстинктов. Духовное, нравственное общество возможно только под эгидой Церкви. Раньше все начиналось с храма, вокруг него возникала жизнь. А сейчас для кого-то храм становится обличением: колокола мешают, молитва мешает... Потому что человек центром жизни ставит не Христа, не заботу о вечной жизни, а самого себя.

— Но я знаю, что несмотря на все трудности, община продолжает молиться на месте предполагаемого строительства по воскресеньям...

— Да, есть много радостных моментов. Община храма растет вместе с трудностями, духовно крепнет. Регулярно совершается молитва по воскресеньям, все больше и больше к нам присоединяются молодые семьи из того же «Гранд-парка». Многие подходят и спрашивают, когда же начнется строительство храма. Надеюсь, что наши Сергии — мэр Собянин и архитектор Кузнецов — позаботятся о том, чтобы храм в честь их небесного покровителя к 700-летнему юбилею святого вернулся на Ходынское поле.

Беседовала Светлана Галанинская



Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле (освящен великим чином)

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Василий Биксей

Официальный сайт прихода: sergiy-hram.ru

Каменный храм на 1000 человек с пятью главами и звонницей спроектирован в стиле псковской архитектуры XII-XIII веков. Храмовый комплекс на Ходынском поле включает также небольшой деревянный храм Архангела Гавриила на 100 человек, воздвигнутый в память погибших героев-авиаторов.

22 октября 2017 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы и Божественную литургию.

Участие в богослужении приняли депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы и советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; префект Северного административного округа г. Москвы В.И. Базанчук; глава управы Хорошевского района Северного административного округа г. Москвы Д.С. Филиппов; внук героя Советского Союза, летчика-испытателя В.П. Чкалова В.И. Чкалов; главный тренер хоккейной команды ЦСКА И.В. Никитин; благотворители, строители и благоукрасители храма на Ходынском поле.

История строительства

5 января 2016 года , в преддверии светлого праздника Рождества Христова, состоялось поистине историческое и долгожданное для Ходынки событие - освящение и поднятие купола и Креста на центральную главку храма преподобного Сергия Радонежского.

5 марта 2016 года епископ Бронницкий Парамон, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами, совершил Божественную Литургию и торжественно освятил оставшиеся четыре купола и креста, которые затем были воздвигнуты на строящийся храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынком поле.

Владыке сослужили протоиерей Димитрий Смирнов и настоятель прихода священник Василий Биксей. Помолиться и помочь в организации праздника пришли внуки знаменитых советских летчиков-испытателей Михаила Водопьянова и Валерия Чкалова, спортсмены: чемпион мира по боевому самбо Алексей Олейник, чемпион мира по смешанным единоборствам Александр Волков, чемпион Европы по боксу Никита Иванов и другие.

7 января 2017 года совершилась первая Литургия!

Новости прихода:

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

На великий праздник Рождества Христова в храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынке совершилась первая Литургия

В Введенском храме в Южном Бутове совершена первая Литургия; фундаментная плита залита под храмы на Кантемировской, в Дегунино и Фили-Давыдково, достраиваются деревянные храмы на улицах Верхняя Масловка и Садовники

Первое богослужение в храме на Ходынке планируется совершить в начале 2017 года. На Рождество!

Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынке увенчали святые кресты

3 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты по маршруту, С. И. Уточкин , В. Коккинаки и В. П. Чкалов .

В небе над Ходынкой в 1938 году разбился Герой Советского Союза летчик-испытатель Валерий Чкалов.

В августе 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, начавший воссоздание святыни. Верующие разыскали архивные документы, обратились к властям, начали служить молебны и участвовать в крестных ходах. Поскольку оригинальный проект храма найти не удалось, Обществу охраны памятников было заказано историко-архивное исследование. По его результатам было рекомендовано воссоздание храма по имеющимся визуальным данным.

В конце февраля в интернете появились эскизы предполагаемого храма Сергия Радонежского на Ходынском Поле и сразу же вызвали острую общественную дискуссию. Её участники высказывались о проекте порой весьма нелестно, были различные соображения и о компетентности автора. О том, откуда на самом деле взялись «уплывшие» в интернет эскизы, как на самом деле будет выглядеть храм, а также вообще о храмовой архитектуре XXI века мы беседуем с главным архитектором Финансово-Хозяйственного управления РПЦ, членом Союза архитекторов России с 1986 года, протоиереем Андреем Юревичем.

– Отец Андрей, в интернете появилось изображение будущего храма на Ходынском поле. Это действительно финальный отобранный проект?

Прежде всего, о той картинке, которая вызвала столько споров. Это самое первое, фор-эскиз, это идея, над которой надо работать дальше. И выкладывать такие фотографии в интернет было вообще некорректно.

На них черновая 3D модель, которую сделали специально для проверки некоторых эскизных решений. Архитектурно-планировочные решения, которые делаются на эскизах, проверяют именно так. Строят модель и смотрят: что видно с одной стороны, с другой, в ракурсе, с птичьего полета, с высоты человеческого взгляда. Крутят-вертят модель и смотрят. А та модель еще даже достроена не была.

Это творческий процесс, кухня. И в интернете показали черновую работу. И теперь она расходится как какое-то окончательное решение. Этого совсем не нужно было делать.

– Появившиеся эскизы вызвали активную дискуссию…

Я хочу реабилитировать архитектора. Очень нехорошо, неэтично и некорректно сразу же огульно человека вот так осуждать. Если его лично не знаешь, не знаешь его творчества, чем человек занимался, разве можно такие вещи говорить – все, что там было сказано?

Мне, например, писали такое: «Проект должны разрабатывать профессионалы, которые знают, как проектировать церковную архитектуру».

Сергей Яковлевич Кузнецов в профессии уже сорок пять лет, и из них в церковной архитектуре почти тридцать. Он профессионал или нет? Он уже в восьмидесятых годах проектировал и строил храмы.

Например, в храме Благовещения в Петровском парке он около двадцати лет приходской архитектор. Проектировал там и крестильный храм, и приходской просветительский центр, и ограду, и все иконостасы в храме, и даже кованые семисвечники в алтарях.

Да, он не сотрудничал с какими-то большими фирмами, не участвовал в международных конкурсах – просто тихо и скромно трудился на приходе, на реконструкции с восстановлением куполов храма Митрофания Воронежского, дома причта возле него. Ещё построил несколько храмов в Подмосковье.

И он до сих пор все рисует от руки все эскизы, планы, фасады, чего большинство архитекторов уже не делают. Это очень ценно в нашей профессии.

У него есть свой определенный стиль, он использует традиции самых истоков – псковско-новгородскую лаконичную архитектуру. И его подход – из массы объема, массы стены вынимать, что называется, дверные и оконные проемы, какие-то другие элементы, чтобы оставалось «тело» храма. Это вид крепостной архитектуры.

– Каков порядок отбора проектов?

Есть некий регламент программы «200 храмов»; кстати, сегодня там уже не двести, а гораздо больше, но так ее по традиции называют. По этому регламенту со стороны Церкви заниматься всеми вопросами поручено Финансово-Хозяйственному Управлению.

Когда летом прошлого года председателем ФХУ был назначен владыка Марк Егорьевский, он включил меня в число сотрудников. (Он наш викарий по северу, и знает, что я по профессии архитектор). По благословению Патриарха я теперь занимаюсь здесь всеми архитектурными программами, в том числе проектной стороной.

По регламенту у председателя ФХУ есть обязанность согласовывать и утверждать индивидуальные проекты храмов. А я являюсь некой профессиональной инстанцией, которая это все отсматривает, пропускает через себя, советует, объединяя церковную сторону и архитектурную.

Потому что не секрет: с архитекторами бывает нелегко общаться и священноначалию, и настоятелям. И наоборот, священник, какой бы замечательный он ни был, порой многого не понимает в строительно-архитектурных вопросах.

При ФХУ есть некоторый экспертный совет. Есть гильдия храмоздателей, которая была организована в прошлом году; в неё входят основные архитекторы и проектировщики по церковным зданиям. И мы с ней сотрудничаем.

А дальше мы объявляем внутренние тендеры. И именно заказчик решает, какой в каждом конкретном случае будет конкурс открытый или закрытый. А заказчиком программы выступает Церковь, в данном случае ФХУ. Это не бюджетные деньги.

Конкретно проект храма на Ходынке был выбран из пяти или даже шести других представленных. На нем и остановились.

– А открытые конкурсы ФХУ проводит?

Да. В позапрошлом году впервые за много лет был открытый конкурс на современный образ православного храма. До этого подобный конкурс был в далёком 1989 году (я, кстати, в нем тогда участвовал).

В 2015 году в январе месяце у нас проходил смотр проектов за последние годы. Это все конкурсы открытые, – любой может участвовать. Сейчас мы готовим положение о следующем конкурсе. Среди организаторов – ФХУ РПЦ, Союз архитекторов России, Гильдия храмоздателей.

Мы мыслим так, что каждый год у нас будет большой Всероссийский, с возможностью международного участия, открытый конкурс по каким-то определенным темам.

Например, сейчас будет разрабатываться тема, целиком связанная с приходскими комплексами. Не просто храмы, но со всем блоком социальных помещений и, желательно, в одном здании. Сейчас эта тема очень важна, поскольку в экономике проблемы, и мы пришли к выводу, что надо работать над созданием проектов, лаконичных по архитектуре, и, скажем так, малобюджетных. А может быть, даже быстровозводимых. Хотя отчасти здесь есть и размышление о дальнейшем развитии типологии церковных зданий вообще.

– Отец Андрей, а современный храм – он вообще какой?

Это очень серьезная тема соотношение традиций и новаторства. Понятно, что Церковь – институт достаточно консервативный, Церковь это Богочеловеческий организм.

По Божеству – это что-то вечное, где существует вся наша догматика, незыблемый Символ веры. Вещи же, которые пытаются называть «канонами архитектуры» – это некая догматика, но на самом деле их гораздо меньше, чем думают люди.

Они думают, что архитектурные каноны – это закомары, арки, своды, купола, еще что-то. Но это не каноны – это формы, в которых эти каноны претворяются. А по форме церковная архитектура может быть очень разная. Например, форма купола. Она ведь развивалась во времени.

Смотрите, византийский купол – это огромная полусфера. А, например, древние маковки, русские главки – шлемовидные. Потом возникли луковицы, причем самые разные – круглые, приплюснутые с широкой пучиной, а луковицы в стиле модерн – уже устремленные вверх как огоньки, свечечки.

Если говорить о кавказской архитектуре, например, грузинской, – там вообще обошлись без куполов – одни только устремленные вверх шатры. Иногда пирамидальные, с квадратом в основании, иногда восьмигранные.

Или посмотрите на храм Василия Блаженного. С одной стороны, он вместил в себя чуть ли не всю историю архитектуры, но когда его построили, я уверен, в тогдашнем обществе это было самое настоящее актуальное произведение искусства. Не очень понятно, откуда вдруг взялись все эти цветные тюрбаны, такая азиатчина? Но зодчие так это видели. А теперь этот храм – мировое явление, охраняемое ЮНЕСКО. Правда, есть мнение, что такие купола сделали потом, но это только предположение.

И в храмовой архитектуре, как в Церкви – есть божественная сторона, а есть человеческая. Так вот, сторона человеческая, то есть формы и стили, всегда в истории развивалась. И всегда во все эпохи церковная архитектура соответствовала своему времени.

Даже глядя на сегодняшние эклектические вещи – все эти реплики и цитаты, можно сразу сказать: это в стиле такой-то школы, такого-то времени. Это Новгород пятнадцатого века, а это Псков тринадцатого, это Владимир и Суздаль двенадцатого, а это Москва конца четырнадцатого начала пятнадцатого. Те, кто знают историю архитектуры, сразу все это определяют.

А потом XVII век со всем его многоцветьем, Хамовники и прочее. А дальше пришла классика XIX века. А до этого было ещё барокко, а потом модерн. Щусев, Покровский и Перетяткович, и так далее. Все соответствовало своему времени, своей эпохе.

Сегодня на дворе XXI век. Где храм, который соответствует этой эпохе, храм XXI века? Пока это все цитаты, это все эклектика. А вот проект для Ходынки я считаю одним из храмов XXI века; таким, который на основе традиций идет дальше.

– Расскажите о проекте.

По проекту планировки было задано, что здание должно быть одно, оно должно быть компактное, то есть комплекс. Парковая зона, метро и все эти природные комплексы не позволяют сделать выгородку с оградой и домом причта.

Получается, должно быть открытое сооружение на эспланаде, которое компактно стоит единым объемом. Поэтому оно и приобрело ту кубическую композицию, которая сегодня кому-то не нравится.

Надо, конечно же, понимать контекст и окружение. Вы посмотрите, какие агрессивные там вещи – четыре сундука «Авиапарка». И ещё строятся высоченные апартаменты, жилые корпуса. Поэтому, по заданию и было так – чтобы это было монументальное сооружение. Как его сам Кузнецов назвал – «кубарь».

Все это должно быть лаконично. Если хотите, брутально. И на этом огромном Ходынском поле оно будет смотреться, даже будучи небольшим сооружением, поскольку имеет свой определенный масштаб.

– А точные габариты здания определены?

Сейчас пока сложно сказать. Участок выделили 0,5 га.

Первый этаж, подклет занимают всякие канцелярские и складские помещения, ризница, трапезная и т.д. Один из блоков, как раз боковой, на все три этажа занимает большая церковно-приходская школа. То есть предполагается духовно-просветительский социальный комплекс.

Еще одна особенность – это постановка куполов в ортогональной проекции примерно, как собор Сан-Марко в Венеции, то есть не по углам, а по основным осям. Это придает храму определенную фундаментальность и центричность по типу купольной базилики.

Существуют только самые первые наброски внутренних помещений. Внизу счетверенные столбы. Достаточно тонкие, которые переходят в большие арки. Вверху все массивно, а внизу достаточно воздушно, то есть людям ничего не загораживает.

– Ну, это, по крайней мере, достоверная информация…

Самое главное, повторяю еще раз: я отстаиваю право архитектора творить. Право тех, кто смотрит, согласовывает и утверждает – согласовывать и утверждать. Предоставьте всем свои права.

Вообще, я не знаю, чтобы когда-нибудь испокон веков внешний вид храмов обсуждался народом. Это решали либо князья, либо решали сами зодчие и потом до самого конца знать не знали, что это будет. Есть даже такая поговорка: «Архитектура – творчество королей». Но, чтобы это решалось на сельском сходе, я такого никогда не слышал.

И всё-таки, вернёмся к вопросу – что из наследия прошлых веков можно взять в современный храм?

Брать надо всё, ничего мы не должны выбрасывать. Но это как сделать? Архитектура сродни любому другому творчеству. Возьмите творчество модельеров, ведь они же берут за основу все, что угодно. Берут, например, одежду эпохи НЭПа, но делают из этого одежду XXI века. И видно, что это только аллюзия, а на самом деле сегодняшнее.

– Где тогда критерий? Что хорошо, что плохо, что соответствует XXI веку?

Я скажу общие слова – это и удобный, и красивый, функциональный, конструктивно решенный, прочный храм и так далее. Это та самая древняя триада Витрувия – «прочность, польза, красота».

Все это должно быть: храм должен быть прочный, полезный функционально, красивый. Но как? Кто должен решать? Можно же, в конце концов, поставить под сомнение компетентность любого человека, любой комиссии, любого жюри, кого угодно. В том числе, естественно, и тех, кто недоволен. Их компетентность тоже можно поставить под сомнение.

И тогда кто-то должен решать. Вот у меня семья: семеро детей, масса внуков, зятья, невестки, жена. Я иногда отпущу все на демократию – кричат все, что-то шумят, куда поедем в выходной. Все разные – одному хочется посидеть в теньке, другому купаться, третьему еще что-то.

Я слушаю, слушаю, слушаю, говорю: «Так, ребята, вы сами можете договориться?» – «Нет, папа, не можем». – «Тогда, простите, я беру на себя эту роль главы семьи. Я все взвесил, всех услышал, внутри меня все это прошло, а теперь я выдаю решение: будет вот так».

Кто-то после этого, конечно, в ладоши хлопает, кто-то: «У-у!», но все должны смириться. А как еще иначе? Страна, народ – это большая семья, но кто-то должен в ней что-то решать. Если никто ничего не будет решать – наступит полная анархия. На всяком месте есть люди, которые решать обязаны.

И, между прочим, это не столько право, сколько тяжелая обязанность. Это бремя – что-то решать, потому что ты всегда прекрасно понимаешь, что как бы ты ни решил, всегда найдутся люди, которые будут недовольны, которые скажут, что ты решил плохо. Но делать все равно надо.

– Что для вас было главным при выборе именно этого автора и этого проекта?

Для меня было решающим то, что этот человек профессионал, глубоко верующий и церковный архитектор. То, что он пропустил проект через свою душу, свой мозг и руку.

Интуитивно, это уже моя интуиция, есть ощущение профессионализма автора и его понимания задачи в этом месте. Ну, и параметры самого проекта – этот эскиз отвечает им в наибольшей степени. Идеально, наверное, ни один не будет отвечать, но в наибольшей степени.

Ещё надо сказать, что мне сейчас в этой программе достаточно трудно. Потому что практически невозможно найти универсального проектировщика храмов.

Деградация профессии именно церковного архитектора за советское время дает о себе знать. И есть, допустим, некоторые архитекторы-одиночки, которые могут что-то сочинить. Но при этом они не делают нормальную проектную документацию, в том числе, рабочую.

Есть люди, которые грамотно это делают, но они совершенно не церковные. Есть такие, которые мнят себя гениями и просят за работу совершенно баснословные суммы.

Есть те, которые говорят: «Вот Леонардо «Джоконду» всю жизнь рисовал, и я буду делать это три года». А нам некогда ждать.

И так далее, все время есть какие-то минусы. Выбора не так много. Причём ведь нужны люди, которые в основном работают в этой теме. А не так, что «я буду проектировать всякие торговые центры, бары, рестораны, жилые апартаменты, а где-нибудь на коленке нарисую храм».

Вообще-то, должны быть архитекторы, которые этой теме посвящают, по крайней мере, больше половины времени. Желательно посвятить и всю свою жизнь. Кузнецов как раз такой человек. Он ничего, кроме храмов, больше не проектировал.

– Кстати, про Джоконду и три года… А намечены уже какие-то сроки завершения проекта?

Это сложно сказать. Ходынское поле очень непростой участок, там до сих пор не завершён проект планировки. Там и станция метро, и парк, о музее современного искусства все уже наверняка много слышали.

И есть очень серьезные процедуры всяких согласований, утверждений и всего остального, что касается планировки всего комплекса Ходынского поля. А поскольку этот участок в него входит…

Место известно – там стоит временный деревянный храм. Это напротив «Мегаспорта», но участок пока обозначен примерно. Мы даже не можем точно вынести в натуру его границы, потому что это делается на основании геодезии, она на основании градостроительного плана земельного участка, а он, в свою очередь, на основании проекта планировки. Для этого нужны еще публичные слушания. Это целая история, но мы надеемся, что она пройдёт в какие-то оптимальные сроки.

Вы прочитали статью . Читайте также.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: