Кому можно молиться о некрещеных. Молитва мученику Уару об ослаблении вечных мук умерших некрещеными

Гражданами неба называли себя христиане языческой Римской империи, когда Церковь была гонима патриотами Рима. Сегодня в России патриотизм по-прежнему нередко противопоставляется христианству, хотя Церковь и государство не враждуют.

В каких случаях патриотизм противоречит христианству, а когда дополняет его, размышляют иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, и протоиерей Дионисий ПОЗДНЯЕВ, представитель ОВЦС МП в Китае, иерей Димитрий ПАШКОВ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Уранополитизм (от греч. Uranos — небо, polis — город) — введенное о. Даниилом Сысоевым понятие, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству. Уранополитизм главным родством признает родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе.

Патриотизм (отгреч. Πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации (Словарь Брокгауза и Ефрона).

Протоиерей Дионисий ПОЗДНЯЕВ: «Русский патриотизм помешал распространению Православия в Китае»

— Думаю, важнейшее чувство христианина, определяющее его отношение к тому месту, где он живет, — ответственность. Христианин должен быть ответствен за воцерковление мира вокруг себя, что, конечно, невозможно без творческой любви к месту, где Господь определил жить. В том случае, если место, с которым связан родовыми узами, находится в области греха, действия сил зла — конечно, нужно об этом месте молиться.

Нигде в Священном Писании Нового Завета не говорится о любви к родине. Новый Завет как раз преодолевает разделенность по роду, говоря о новом роде — роде и народе христиан. Потому, например, и ностальгия — род греховного состояния уныния, рождающегося из самолюбия. В любом месте, в любой ситуации рядом с нами есть мир и люди, которые нуждаются в нашей помощи. Нигде у святых отцов не говорится о том, чтобы это чувство было бы благодатным.

Уранополитизм не отвергает патриотизм, но находит ему подобающее место в системе ценностей. Ценностная разница между патриотизмом и уранополитизмом подобна разнице между крайними проявлениями этих концепций: героизмом и святостью. Патриотизм может стать и богоборческим — стоит вспомнить, что именно патриотизм израильского народа и его единство в этом вопросе привели к согласию о распятии Спасителя. Если народ в своем патриотизме высшими ценностями полагает силу, власть, могущество — но не ищет совершенства, веры и Самого Бога — это путь погибельный.

Высокий патриотизм русских, живших в Китае в 1930-1950-е годы, стал препятствием к распространению Православия среди китайского народа. Русские в Китае избрали путь сохранения своей национальной идентичности — и Православие в Китае стало ассоциироваться с Россией, и это во многом послужило препятствием к тому, чтобы развивалось Православие на собственно китайской почве. Сегодня в Харбине в православный храм не пускают китайцев потому, что они — не русские. Это, конечно, девиация — но не на пустом месте она возникла.

Иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ: «Небесное гражданство в смысле “на этой земле я никому не должен” — это безответственность»

— В Евангелии есть много мест, которые «нормального» человека шокируют. Например, «кто… не возненавидит отца своего и матери… тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26). Получается, я должен возненавидеть своих родственников? А как же «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8)? Но эти сверхъестественные требования Евангелия обращены к тем людям, которые как раз любить умеют! Для которых семья, почитание родителей, любовь к детям являются высшими ценностями — например, в традиционной семье на Востоке. И вот здесь эти категоричные слова Христа становятся понятны. Он говорит о том, что, если тебе вдруг придется ради Него выбирать, семья или Он, — ты должен выбрать Его. В этом и состоит жертва любящих Бога. То же самое относится к любви к родине. Если слова «мое отечество на небесах» понимаются в смысле «и потому здесь, на этой земле, я никому нечего не должен», они становятся подменой, оправданием пустоты там, где естественное чувство к родине, родным могло бы стать ответственностью за них. Конечно, здесь есть опасность. Наши естественные чувства имеют тенденцию абсолютизироваться, и любовь к детям, к родителям, к жене, к Родине может занять неподобающее место. Высшим смыслом жизни христианина не может быть служение родине. Но служение родине органично вписывается в иерархию ценностей и смыслов. Более того, именно тогда ценность любви и служение Родине приобретают настоящий смысл, когда они занимают подобающее им место. Патриотизм — это естественное чувство, которое присуще всем народам. Его можно сравнить с чувством к противоположному полу. Важно это чувство направить в правильное русло, но вообще-то оно нормальное, Богом вложенное. Но бывает и так, что человек отказывается от нормальных, естественных чувств ради более высоких, как, например, монахи отказываются от брачной жизни, посвящая себя полностью Богу. Но не все же призваны к монашеству! Так надо ли быть святее папы Римского в отдельно взятом вопросе патриотизма?

Патриотизм — непременная идеология любого государства, точно так же как любовь к родителям — есть идеология любого ребенка, любовь к жене — есть идеология любого мужа. Но на первом месте должна быть любовь и служение Богу. А если служение отечеству входит в противоречие со служением Богу, истинный христианин выбирает истинное отечество.

Самые важные отношения — союз Бога и человека — в Священном Писании даны через образы родственных отношений: отца и сына, жениха и невесты. Разве было бы так, если бы любовь к родным Бог считал не важной? Можно ли, не любя своих родных, возлюбить врагов, не научившись любить земное отечество, возлюбить небесное? Дай Бог, чтобы все это органично соединялось, потому что это счастье, когда все это не входит в противоречие. А когда входит, то человек ставится в условия жесткого выбора. И это настоящая трагедия, когда человек должен выбирать, когда он должен мучиться.

Опыт земной, человеческой любви, привязанности крайне важен. Но иногда эта любовь может быть нарушена, как может быть нарушена любовь к родителям. Сам человек может быть и не виноват. Например, это происходит, когда его не принимают — во дворе, в школе, и в результате психологических травм естественные чувства оказываются повреждены. Можно сильно обидеться и на свою страну, уехать, стать эмигрантом, что не раз случалось в русской истории. Но и в этом проявляется промысел Божий об этом человеке и о его родине. Но если для человека это происходит легко, то, как правило, это говорит о том, что либо он вообще не способен на глубокие чувства (в чем он может быть не виноват), либо его легкость только кажущаяся или временная.

Есть потрясающий пример подлинно христианского отношения к патриотизму — это пример равноапостольного Николая Японского. Во время Русско-японской войны 1905 года все русские были высланы из Японии, разрешили остаться только православному миссионеру архиепископу Николаю (Касаткину). Он пользовался таким уважением среди японского народа, что был вне всяких подозрений. Почему? Достаточен только один пример, хотя его предваряет многолетняя мудрая и многоскорбная жизнь святителя в Японии и до войны. Святитель Николай благословил японцев молиться за победу своего императора. А сам уклонился от общественных богослужений, поскольку, как русский человек, не мог молиться о победе страны, воевавшей с его родиной. Святитель Николай келейно молился о победе в этой войне России. В письме японским христианам он писал: «Кому придется идти в сражение, не щадя своей жизни — сражайтесь, но не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотчинам». Он остался патриотом своей страны, будучи миссионером и апостолом христианства в другой стране. И так он учил их патриотизму, а не космополитизму, оставаясь сам и патриотом, и христианином.

Иерей Димитрий ПАШКОВ: Племя, государство и Церковь

Этнофилетизм, или просто филетизм (от греч. phylē – племя) – ересь, выявленная и осужденная на Константинопольском Соборе 1872 г.

К середине XIX века желание болгар создать свою национальную церковь, освободившись от власти Вселенского Патриарха, в юрисдикции которого они находились, стало настолько сильным, что заставило их не только пренебречь церковными канонам (см. правила VI Всел. Собора 34; Двукр. 15), но прибегнуть за помощью в борьбе за эмансипацию к власти турецкого султана. Положение усугублялось тем, что болгары стремились создать свою церковь повсюду, где они проживали, в том числе в местах со смешанным населением. Так, болгарский экзарх до начала первой Мировой войны резидировал в Константинополе; своих епископов болгары завели в Адрианополе, Скопье, Охриде, и других городах. Это делалось также вразрез с церковным правопорядком, запрещающим создание параллельных церковных структур (I Всел. Соб. пр. 8: «да не будет двух епископов во граде»).

Константинопольский Патриархат тщетно пытался удержать в своей законной юрисдикции болгар, охваченных стремлением обособиться в отношении церковного, а значит, и гражданского управления (в Османской Империи, как известно, отдельная народность не признавалась без существования самостоятельной церкви). Эта цель казалась болгарам настолько великой и важной, что ради нее болгарские епископы, заручившись поддержкой султана, не убоялись порвать узы церковного общения со всеми «восточными» Патриархами, и самовольно провозгласили весной 1872 года автокефалию. Национальные интересы болгары решили поставить выше общецерковных, и в дальнейшем не желали уже поступиться первыми во имя последних, признав власть над собою Вселенского Патриарха незаконной.

Главы Восточных Патриархатов, а также архиепископ Кипра и представители Элладской Церкви немедленно составили в Константинополе Собор, на котором осудили и отлучили от Церкви болгарских епископов, расценив подобного рода национальную борьбу, направленную на деле против церковного единства, как ересь «филетизма»: «Приемлющих филетизм и дерзающих основывать на нём племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви или, что то же, раскольниками».

Русское правительство и общественность всей душой солидаризировались с болгарами. Пожалуй, лишь неподдатливый славянофильскому доктринерству К.Н. Леонтьев, лично (в должности консула в Турции) наблюдавший за греко-болгарской распрей, выступал с резкой критикой русского «болгаробесия», прозревая истинные мотивы балканского автокефализма: «Какой страх Божий в православной нации, которая начинает свою новую историю борьбой противу Вселенского Патриарха и против принципа епископской власти, – нации, которую свои демагоги лет 20 подряд учили не слушаться архиереев, изгонять их, оскорблять, не платить имъ денег? Поэтому-то и болгарское национальное движение противу Патриарха и канонов для России опаснее и вреднее всего остального на свете ; это самый злокачественный припадок проклятой либерально-прогрессивной (т. е. космополитической ) заразы!». Леонтьев не преувеличивал: борьба болгар с епископами греческой культуры была наглой и беспощадной: препятствовали совершать Таинства, устраивали антигреческие демонстрации в церквях, вероломно проникали в архиерейские покои; в Прилепе один «народный» учитель запер Витольского митрополита Венедикта на несколько часов в уборной, на всеобщую потеху горожан.

Впрочем, и свт. Филарет Московский не менее сурово, чем Леонтьев, судил о болгарах незадолго до катастрофы 1872 г.: «Просить у Порты самим учредить свою народную независимую иерархию, это показывает, что болгары, хотя уже довольно имели времени обдумать свое дело, но все еще имеют упрямое желание, а понятия не приобрели. Учредить новую независимую иерархию можно только с благословения законно существующей иерархии».

Но эти голоса остались одинокими. Тщетно Константинопольский Патриарх дважды (в 1868 и 1870 годах) призывал русский Святейший Синод поддержать идею Всеправославного Собора, на котором греки надеялись обсудить создавшееся положение. Из Петербурга приходили ответы наставительного характера: «Его Святейшество призывается самым своим пастырским долгом удовлетворить, по возможности, этим (болгар – Д.П.) желаниям во имя Христианской правды и любви, для мира и блага своей духовной паствы, и чем больше удовлетворить, тем лучше». Особенно пикантно для нашего времени звучит следующая мысль членов Св. Синода: «Если бы Болгары составляли отдельное государство, как составляют Русские и жители Греции, тогда существование самостоятельной Болгарской церкви было бы и естественно, и безопасно» (из Послания Патриарху Григорию от 1868 г.). Получается, что для безусловного признания болгарской правоты требовалась лишь их политическая независимость от Порты… Русская Церковь не могла признать правоту болгар безусловно, – это противоречило бы церковному правопорядку, но как видим, косвенно вступалась за них перед Вселенской Патриархией самым энергичным образом. Чуть позднее митр. Макарий (Булгаков) в своей специальной статье с каноническим анализом случившейся трагедии, сделал следующий вывод: «Мы можем, мы должны признавать и болгар , как и греков, несмотря на совершившийся между ними разрыв, равно нашими братьями по вере и православию» (курсив мой – Д.П.). Из этого будет справедливым заключить, что Русская Церковь, формально избрав в тот момент позицию стороннего наблюдателя, фактически не признала ни справедливости постановления Константинопольского Собора, ни действительности проблемы этнофилетизма…

На настоящий момент, Греческая Церковь, как можно судить по самым свежим сведениям, остается верной своим постановлениям 1872 года. Так, на Совещании Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле в октябре минувшего года, Патрирах Варфоломей заявил: «В новейшее время и под воздействием светского влияния в систему автокефалии проник дух этнофилетизма или, что еще хуже, этатизма. Таким образом, основой автокефалии уже является светское государство, пределы которого, как известно, не остаются стабильными, но зависят от исторической конъюнктуры… мы призываемся содействовать любыми путями единству Православной Церкви, преодолевая всякого рода местническое или этнофилетическое искушение».

На вопрос Скажите,как нам сохранить,нашу Родину,святую Православную Россию. заданный автором Вадим лучший ответ это Прежде всего, надо каждому, научиться уважать себя и свою Родину, воспитать в себе чувство собственного достоинства, уметь постоять за свои права. Тогда мы и сохраним Святую Православную Россию. Святая - потому, что освящена князем Владимиром. Хотя Киевскую Русь мы уже потеряли. А Православную, потому что большинство населения православные. А остальные видимо не русские или другой веры. У меня перед окном избирательный участок, а за ним Православная церьков. Когда выбирали президента Медведьева я все время смотрела в окно, думая идти не идти. Ну за день человек сто прошло, думаю надо идти а то выборы не состояться, совсем забыла, что теперь достаточно 3-х человек. А через неделю Православная Пасха. И вот с утра до позднего вечера нескончаемый поток с котомками идут святить куличи, как в советское время на параде и надо учесть, что святить идет один человек из семьи, а некоторые верующие, но не ходят святить. Так какая наша Руссь? Sarta
Мудрец
(10168)
Спасибо,Вадим.

Ответ от Невропатолог [гуру]
Хм, наша Родина уже к сожалению не совсем святая и не совсем православная...
ИМХО, конечно...


Ответ от Просунуть [гуру]
Начатьс себя. Хотя она не сохранится в первосданном виде. Колесо истории крутится и нам не повернуть его вспять.


Ответ от сложносочиненный [новичек]
не отрывая жопы от экрана - никак


Ответ от Анатолий Никитин [гуру]
Как минимум самому оставаться православным.


Ответ от Константин Петров [гуру]
и ты против людей?


Ответ от Sergey_ershoff [гуру]
разогнать РПЦ с олигархом Гундяевым


Ответ от Ёурки - за модернизацию(оф.стр.) [гуру]
Православную?
Не уверен.... что она является таковой....


Ответ от Ђяпа [гуру]
А вы какой конкретно период хотите сохранить? А то наша святая Православная Россия при Иване Грозном была одна, при Петре - другая, при Николае II - третья. Мне хорошо врезалась в память статистика начала 20 в. по смертности в святой Православной. На 1 месте - от пьянства и его последствий - замерзаний, утоплений и т. п. На 2 месте - от сифилиса.


Ответ от Datter av en forstmann [гуру]
Может, для начала научиться не бросать мусор мимо урны - и то хорошо))


Ответ от Єёдор Банарь [гуру]
Очень сложный вопрос. Я себе такой же задаю по поводу моей родины Молдовы. В россии в этом плане меньше проблем чем у нас. У России пока никто не отхватывал никаких территорий. А вот у нас в 1954 отобрали 1/3 часть и отрезали от моря, а в 1990 ещё 12% и всё с помощью России, которая постоянно вмешивается во внутренние дела Молдовы. Вот Бог и посылает России большие испытания, засуха, наводнения, саранча, распри, терроризм. Между тем терроризм тоже в России придумали. Первым террористом был Ульянов.


Ответ от Джинсы на парне парень в джинсах [новичек]
РУСЬ всё время была ПРАВОСЛАВНОЙ, это народы-прихлыбалы к нам пришли проситься. Надо бросать пить


Ответ от ЁталкерСемецкий [гуру]
Эх... посмотрите на наше нынешнее православие.. . с НИМИ я не хочу.. .
А за Родину - да! Но что делать - да хрен его знает... никто не хочет идти перым на штыки.. .
Мне кажется, что хотя бы самому не становиться мразью... а там уж по ситуации...


Ответ от Артемовна [гуру]
..каждому по отдельности нужно стать положительным человеком.. .
а все дружно и будет защитой.. -защищенность нации в этом только и состоит в уважении к ней.... -самого народа.
...РОССИИ НЕ ГРОЗИТ - УНИЧТОЖАЮЩИЙ ПРОЦЕСС.. .
ВЕЛИКАЯ С ИСПОКОН ВЕКОВ ЗНАЧИМАЯ В МИРЕ... .
...кучковатое общество никчемное - не меняет процесса процветания РОССИИ... -ХОРОШЕГО СВЕТЛОГО И БЛАГОРАЗУМНОГО НАРОДА БОЛЬШЕ.. .
В ПОДДЕРЖКЕ И ОСТАВШИЕСЯ ПРИ РАСПАДЕ РУССКИЕ -оставшиеся в республиках других....

Крещение даёт «подключку» (хоть и урезанную, по сравнению с так называемой «благодатью» священника, и с малыми полномочиями) на доступ к энергии христианского эгрегора, поэтому молитва человека, прошедшего ритуал (в терминологии христианства — таинство) крещения гораздо эффективнее.
Но, тем не менее, и некрещённый человек может молиться. Если сильная энергетика и правильно сформированная мыслеформа намерения — результат получите. Но вообще лучше воспользоваться услугами специально обученного мага-оператора в этой традиции (называется «священник» в терминологии христианства) — например, заказать сорокоусты в нескольких храмах, на ту задачу, которая Вам нужна. Отработка будет более качественной, результат будет «чище» и быстрее.

Бог отношения к церковным ритуалам и действиям не имеет.

P.S. обидеть канонических последователей христианских конфессий не хочу. Личное…

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что некрещенный человек присутствует на службе и осеняет себя крестным знамением? Как мне поступать, если я знаю, что рядом со мной стоит такой человек?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед святой Пасхой, желавшие принять крещение, вносили свои имена в список крещаемых,…

Не верю, что в латинском храме, если при заказе заупокойной мессы скажешь, что покойник не крещен, мессу станут служить. А если человек утаит этот факт, то совершит грех.

Предполагаю, что могут и не допытываться (в православных храмах тоже совсем не во всех допрашивают, был крещен или не был, в нашем храме все записки складываются в общий ящик, за которым никого нет и допрашивать некому, так что теоретически можно точно так же подать кого угодно), но предполагается, что человек сам знает.

у меня выборка помногим городам России и нигде Батюшки не разрешают в стенах храма молиться о некрещеных, о католика
х и тд, и неважно умершие они или нет. Более того, те кто молятся — грешат. Вот что говорят священники РПЦ.

Перечислите, пожалуйста, все храмы, в которых Вы у настоятелей об этом спрашивали и Вам ответили то, что Вы здесь говорите?

Вопрос по п.1: т.е., если человек по неведению (или по умыслу) подаст записку о некрещенном на литургию или молебен, то священник все равно её прочтет, но силы это не будет иметь никакой. Так?
Отсюда следует, что Бог осознанно останется глух к упоминанию имени его создания при литургии. Так?

Нет. Грубый пример. В интернет могут выйти только те, кто к нему подключен. Остальные, открывают они IE 10 или 50 раз, все равно в инет выйти не смогут. И причина ведь не в том, что провайдер злой. Он (провайдер) наоборот рад каждому.

…Так почему же тогда, скажем, в христианском храме нельзя помолиться за здравие мусульманина?

Можно, пожалуйста молитесь…

Отправлено: 2012.06.16 23:24:11. Заголовок: Можно ли некрещёному читать молитву Господню?

Jora Админ Упование: РДЦ Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск Сообщение: 4149 Зарегистрирован: 2007.11.06 23:46:04

Отправлено: 2012.06.16 23:26:14. Заголовок: Можно…

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».

Спаси Христос: 1

р.Б.А. Сообщение: 2 Зарегистрирован: 2012.06.16 23:24:11

Отправлено: 2012.06.17 15:21:50. Заголовок: Благодарю за ответ. ..

Благодарю за ответ.
Этот вопрос возник после прочтения книги Сысоева о приготовлении к крещению. Непонятно тогда, откуда…

с 1 по 150, в зависимости не от проблемы, а от состояния души слушающего… читающего(поющего) в момент псалмопения.
Например у меня так получилось(аудиозапись псалмов так по папкам и разложил):
1. Благодарение:
15,17,20,29,32,33,39,61,62,91,95,97,99,102,107,112,116,117,121,133,135,137,144,145,146,148,149,150.

2. Поддержка:
1,2,11,14,19,22,26,27,36,41,42,48,55,72,83,90,94,111,114,119,120,123,124,126,127,143,147.

3. В скорби:
3,5,6,7,12,21,34,38,68,76,101,108,136,141,142.

4. Мои обеты:
100,115,118.

5. Обращение к Богу:
4,16,25,31,40,53,54,56,60,66,69,70,73,78,79,84,85,87,89,122,129,130,140.

6. о нечестивых:
13,35,51,52,57,58,63,82,93,128,139.

7. обращение Бога:
49,77,80,81,109.

8. о делах Божиих:

Холод не творит правды Божией

Сам я вырос в среде, где не было верующих, буквально ни одного! Только няня моя ходила в церковь, но эту няню никто всерьез не воспринимал. После смерти родителей я крестился и даже вопросом не задавался: можно ли молиться за некрещеных покойных? Мои родители были крещеными, но я-то знал, что они были такими же точно неверующими, как и их некрещеные друзья. А вторые - такими же хорошими людьми, как и мои родители! Как же свойство, в наличии которого, так сказать, не участвовало сердце моих родителей, могло сделать их загробную участь светлее, чем у друзей, этим свойством не обладавших? Мне объяснили, что за некрещеных нельзя подавать записки, и я это сразу понял (помню, как сразу принял), но в своей молитве о дорогих покойных неверующих я никогда не делал различия: крещеные или нет.

Тайна, не лишающая надежды

Церковь учит, что душам умерших нужны наши молитвы. Страшный Суд тем и отличается от так называемого частного суда над душою почившего человека, что к Страшному Суду ее участь может стать лучше - она может оказаться «отмоленной». Мне врезалось в память впечатление из периода моего неофитства: рассказ матушки одного священника о своей знакомой, у которой сын кончил жизнь самоубийством. Отягченная таким страшным горем женщина неустанно молилась о сыне в течение целых двадцати лет, и однажды родные услышали, как она воскликнула в своей комнате: «Отмолила!». Я подумал тогда: «А откуда она знает, что теперь все в порядке? Она ведь только почувствовала, что стало легко на душе». И дальше подумал: «А каким еще образом могла она быть извещена? И отчего ж ей не доверять?». Этот рассказ и мое доверие к нему нередко вспоминались мне впоследствии, и я пришел к заключению, что если душа самоубийцы может быть отмоленной, то уж тем более это должно относиться к душам некрещеных, так мне думалось.

Самый знаменитый случай действенности молитвы за покойного некрещеного встречается в разных книгах, упоминается в разных поучениях и в синаксари субботы мясопустной. Его приводит и отличающийся строгой взыскательностью отец Серафим Роуз в книге «Душа после смерти» (Приношение православного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. М., 2008. С. 196). Речь идет о том, как святитель Григорий Двоеслов был услышан в молитве за душу императора Траяна. Святитель был тронут добрым поступком Траяна и молил со слезами о язычнике-императоре, так что в житии его говорится, что Траян был (как бы задним числом) «крещен слезами» молитвенника. Стоит вспомнить, однако, и то, что святителю Григорию было при этом сказано: «Ни за какого другого язычника больше не проси!». Отчего? - об этом стоит задуматься. Но, как бы то ни было, нет оснований не доверять упомянутому рассказу о святителе Григории и императоре Траяне. «Хоть это и редкий случай, - комментирует иеромонах Серафим (Роуз), - но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры».

Горечь переживания за близких, не принявших Христа, имеет предельное выражение у апостола Павла в послании к римлянам: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9.1-3) - лишь бы они спаслись. Бывает так, что в молитве о дорогом тебе неверующем, нецерковном человеке хочется воскликнуть: «Господи! Ты же знаешь его! Разве это, и это, и это не от Тебя у него, не драгоценно перед Тобою?». Просишь о его обращении, а он так и умирает, сторонний Церкви, а порою и некрещеный. И что же теперь?

Мученик Уар

Святой Уар был офицером римской армии, начальником одной из когорт, стоявших в Александрии. Он пострадал за Христа в 307 году н.э. Мучители бросили тело Уара в то место, куда сбрасывали трупы животных. Благочестивая вдова, по имени Клеопатра, нашла его тело и, с помощью рабов, перенесла в свой дом, где и погребла. Через несколько лет, когда гонения утихли, Клеопатра решила возвратиться на родину, в Палестину. Под предлогом, что выносит тело своего мужа, военачальника, она вынесла тело святого мч Уара. Ей не хотелось, чтобы тому воспротивились александрийские христиане, потому она так и поступила. На родине, в селении Эдра, недалеко от Фавора, Клеопатра заново похоронила святые останки в той же гробнице, где были похоронены ее предки. Каждый день она приходила к гробнице, ставила свечи и совершала каждение. Вслед за Клеопатрой, ее земляки стали почитать гробницу мученика Уара и, по молитвам к нему, получать исцеления для себя и своих близких. Единственный сын Клеопатры Иоанн достиг 17-летнего возраста и должен был, по протекции, устроенной его матерью, получить хорошее место в императорском войске. В то же время вдова была занята возведением храма над гробницей святого Уара и решила не отдавать сына в армию, пока не будет окончено строительство. По освящении выстроенного храма и совершении первой литургии в нем, Клеопатра припала к гробнице с горячей мольбой ко святому о предстоящем поприще сына. Затем она устроила богатый пир и сама прислуживала гостям. Во время пира Иоанн неожиданно занемог и ночью умер. Безутешная вдова бросилась к гробнице святого мученика Уара с горькими упреками, и прямо у гробницы, от усталости и великой скорби, заснула на короткое время. «В сновидении пред нею явился святой Уар, держа за руку ее сына; оба они были светлы как солнце и одежды их были белее чем снег; на них были золотые пояса и венцы на головах, красоты несказанной» - говорится у Димитрия Ростовского. В ответ на упреки мученик Уар сказал вдове, что вымолил прощение грехов для ее родных, с которыми она положила его в гробнице; сын же ее взят в небесное воинство…

Проведя еще семь лет в служении у гробницы святого мученика, в которой она похоронила также и своего сына, Клеопатра преставилась ко Господу.

Таково, в самом кратком изложении, житие святого мученика Уара и благочестивой Клеопатры. На основании того, что святой Уар вымолил прощение грехов родным Клеопатры, многие из которых, очевидно, не могли быть христианами, по сложившейся церковной традиции, считается, что этот святой наделен особой благодатью молиться за тех, кто умер некрещеными. Канон святому мученику Уару в «зеленых минеях» пронизан, главным образом, именно этой мыслью.

Опыт утешения

Уже много лет, от печального повода к печальному поводу, случается бывать мне на молебне святому мученику Уару в церкви Живоначальной Троицы на Пятницкой улице. Храм этот виден вдалеке слева, как только выйдешь на Пятницкую из метро «Новокузнецкая». Это единственное место в Москве, где молебен мученику Уару, с усердным прошением о упокоении некрещеных родных и «знаемых», служится неукоснительно каждую субботу после литургии; он начинается, таким образом, между половиной девятого и девятью утра.

Есть священники, относящиеся к такому молебну категорически отрицательно, и нельзя сказать, что для этого у них нет оснований - см. ниже. Есть, напротив, вдохновенные почитатели мученика Уара и горячие молитвенники о тех, кто умер вне тела Христова. Есть и те, кто относится к данному вопросу благожелательно и рассудительно: признавая традицию и насущную потребность православных верующих в обращении к мученику Уару, они сторонятся всякого воодушевленного излишества в этом молитвенном деле.

По мысли первых, обретаемое в молитве к св. Уару утешение ничего не значит ! Мало ли, мол, откуда можем мы получить утешение нашим несовершенным чувствам, оно вполне бывает и «слева». Если судить абстрактно, замечание это справедливо. Но есть некое «качество» духовного утешения, знакомое каждому церковному верующему, в котором, как мне кажется, ошибиться вряд ли возможно: чистоту, подтверждаемую опытом , не подделаешь! Для настроенных негативно это, конечно, не аргумент, но, слава Богу, в православии можно смотреть по-разному и оставаться верным тому, что выверено сердцем.

Народу на молебен собирается много, впрочем, бывает по-разному: иногда не так уж и много, а иногда стоять тесно. Всегда есть люди при этом, от одного лишь взгляда на которых сердце кровью обливается, иначе не скажешь. Удрученные, бледные, отягченные неизбывной горечью. Один раз мне запомнился в особенности. Собралось человек, наверное, тридцать. И такое было заметно общее перед молебном чувство, будто у каждого из собравшихся дорогой ему почивший человек или жизнь самоубийством закончил, или Церковь хулил что есть мочи. Казалось, в том, что повисло в воздухе, можно было просто «угореть». Начался молебен, знакомые прошения, возгласы - и потихонечку стало становиться по-другому… ничего особенного, никакого внезапного «проветривания», а просто по-другому, полегче. А потом еще полегче и еще. И вдруг стало, в конце, совсем легко, радостно! Я посмотрел на лица вокруг: другие лица! Так только в Церкви бывает. Лишь при живом общении Церкви воинствующей с Церковью торжествующей возможна такая неприметная и такая верная победа над «князем, господствующим в воздухе».

Живое свидетельство

О победе святого Уара «в воздухе» рассказывает Н.А., прихожанка одного из московских храмов, немолодая уже женщина, пришедшая к вере в начале 1980-х годов, когда младшему сыну Андрюше было четыре года, чуть больше. Он все болел, все время кашлял, ничего не помогало, и один хороший знакомый, ставший священником, сказал матери: «Ты вот все пробуешь народные средства. Попробуй и такое: причасти Андрюшу. И старайся причащать его почаще, раз в неделю». «Средство» помогло, ребенок выздоровел, а мама пришла к вере. И тогда же в Церковь ушла трудиться. Огорчало ее, что муж остается неверующим. И поделать ничего не поделаешь: уважай мол его свободный выбор. А дети? А сам он? Н.А. не хотела успокоиться, но никто не мог ей помочь.

Прошло уже около года, как Н.А. обратилась к вере, и вот один батюшка благословил ее молиться об обращении мужа мученику Уару: читать каноны ему, и житийный, и тот, что о покойных некрещеных (имелось, конечно, о ком молиться). С церковной литературой было тогда так плохо, что даже трудно сейчас представить. Н.А. переписала каноны из дореволюционных миней, и стала читать их каждый день.

Начался вскоре Великий пост. Н.А. уже знала о возможных искушениях, и, действительно, незнакомые люди на улицах Москвы стали ей доставлять их то так, то этак. Пьяницы лезли, к примеру, то грубые, то с объятиями. И вдруг - затишье. Каноны Н.А. читает, а ничего не происходит «такого», хотя уже раз двадцать прочитала в «затишье». Она и говорит себе: «Что ж я тараторю? Может, я зря уже читаю, раз ничего не происходит?». В тот же вечер она пожалела о своем неосторожном вопросе. Андрюша вдруг проснулся, вскочил на своей постели и кричит: «Откройте, откройте скорее окошко - такая вонь! такая вонь!» Дочка прибежала из соседней комнаты, открыла окно, хотя ни она, ни Н.А. никакого плохого запаха не чувствовали. Чувствовал только пятилетний Андрюша. Он сел на кроватке и рассказывает: «Вот здесь - он показал налево от себя - показался маленький «он», противный и будто в короне, только это совсем не корона. А тут - показал он напротив - появился мученик Уар (хотя Андрюша не слышал от мамы об Уаре), и от него исходили лучи, которые стали попадать в «того». «Тот» извивался, извивался, но луч вдруг попал, и «он» тогда лопнул, и плохо, очень плохо запахло!». Не сразу мама его успокоила, наконец, мальчик крепко заснул, а когда проснулся наутро, тут же сказал: «Какой же гадкий сон мне приснился сегодня ночью!» Мы бы так не назвали, но ребенку-то было трудно!

Муж Н.А. в тот же год крестился, и через некоторое время принял, в неизлечимой болезни, свой мученический венец.

Отчего так строго?

На молебне мученику Уару в церкви на Пятницкой улице Н.А. не бывает, но и худого слова о том молебне не скажет. Ее благословили читать каноны мученику Уару только келейно, она и читает келейно. Надо сказать, что и преподобноисповедник святитель Афанасий (Сахаров) в своей известной книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» о молитве за некрещеных пишет только в главе 4-й «Поминовение усопших на домашней молитве», в разделе «Поминовение на домашней молитве неправославных», а также в следующем разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки во иноверии умерших», где, кстати, рассказывается и о том, что традиция обращения к мученику Уару с молитвой об усопших некрещеных есть традиция очень древняя. Как и святитель Афанасий, многие пастыри считают допустимой только келейную молитву о тех, кто находился вне Церкви. Отчего же так строго?

Задумаешься и спросишь себя: «А что значит строго? Тебе бы чего хотелось? Тебе запрещается ходить на молебен Уару на Пятницкой? Не запрещается. Священники говорят просто то, что думают, считают так, как считают. Ты хотел бы, чтоб в каждом храме был молебен мученику Уару? Так это ты всех внутренне «строишь». А Церковь держится свободы, благорасположения и трезвости. Речь не идет о безразличии к участи тех, кто умер некрещеными. Речь идет лишь о том, что для составляющих тело Христово дороже всего - Христос. Представь, с каким «справедливым чувством возмущения» те, кого Христос назвал «мертвецами», узнали, что сын не пришел на похороны отца! А если бы пришел - искренне забыл бы Христа. Так и здесь. Лишняя искренняя горечь о тех, кому безразличен Христос, способствует развитию чувств, за которыми вера начнет двоиться… Поскребешь, и не вера уже, а так, гуманизм… Даже в сострадании к несчастным можно потерять Самого Христа. Помнишь? «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф.26.11). И уж тем более можно потерять Его в мыслях о сферах запредельных, в желаниях, относящихся к неведомому, если в этих мыслях и этих желаниях забудешь о вере, а предашься одному состраданию.

С гуманистической точки зрения, ничего нет выше сострадания, и оно должно быть - ко всем… Но если оно «выше» Христа (например, как у Ивана Карамазова - в главе «Бунт»), то становится неправдой и таит в себе гибельность. Сострадание Радищева (его взгляд «окрест») послужило семенем революции. Через сострадание погиб князь Мышкин и гибели других героев романа существенно, хоть и непроизвольно, способствовал. Сострадание - одно из лучших чувств, и было б оскорбительно сказать, что не надо мол ему «поддаваться». Но слишком часто сильные искренние чувства - это те самые реки и те самые ветры, которые «налегают» на дом нашей веры.

Другое дело - сердечная боль за дорогого человека, живого или усопшего, боль, которую ты можешь предъявить молитвенно Богу. Вера этого человека или его неверие, его отстраненность от Церкви - это тайна его сердца, известная только Тому, Кто знает меру нашего лукавства и нашей правды. Но если ты сам не дорожишь своей принадлежностью к Церкви, если ты не чувствуешь себя ее членом, не замечаешь качественной разницы в том, чтобы быть крещеным или не быть, это не значит, что указанной разницы - нет, и что ты можешь сбиться на общий лад («главное - быть хорошим человеком») и почти что требовать от Бога, чтобы Он все устроил для удовлетворения твоих «добрых чувств». Он не станет так делать. Недоумение и горечь (порой до обиды) - это все от неверия, от неспособности отдать Богу то, что в Его лишь ведении и находится. А ты «затвори дверь твою и помолись Отцу твоему, который втайне». И Он воздаст тебе - тишиной.

Необъяснимая радость

Разных людей мы встречаем в жизни. Среди них есть те, которых мы вспоминаем с особой благодарностью и особым теплом. У меня была знакомая по работе, чуть постарше меня, которая за два месяца, «на ровном месте», умерла вдруг от рака, и тому уже двадцать лет. Она похоронена на Донском кладбище, и когда я бываю там, то обязательно к ней захожу. И как только окажусь на ее могиле, мне становится (почти всегда так) - радостно! Я, так сказать, «ничего не могу поделать». В этой Елене была… необоримая приветливость. Она скажет студенту весело: «Это что Вы мне тут написали?» и покажет ему его дикую глупость. И отошлет, и двойку поставит, ни на что не поддавшись. А приветливость сохранит в полной мере. Ее все любили. И забрал вдруг Господь. Только-только она (в конце «перестройки») стала интересоваться религией, книжки читать, а так и умерла некрещеной. И, хоть я ни секунды не сомневался и не сомневаюсь в ее светлой загробной участи и уж с кем (помимо родителей) хотел бы «там» встретиться, так это с ней, но я одну из первых ее вспоминаю, когда обращаюсь к святому Уару. И чувствую, что это так нужно, это так правильно, и это вернее моих (пусть сколь угодно достоверных для меня) впечатлений.

Доверие к святому

Дело не только ведь в том, чтобы все было правильно и чтобы все было сделано - в отношении дорогих нам людей - что может быть нами сделано. Во Христе Иисусе «имеет силу», по слову апостола Павла, только «вера, действующая любовью» (Гал.5.6). Любовь к дорогому для нас покойному не позволяет нам успокоится и, если так можно выразиться, предоставить «механически» его участь Богу, мы от сердца делаем все, что может быть нами сделано. И как же хорошо, что есть святой, которому прошение наше может быть «перепоручено»! как же хорошо, что есть церковная традиция, позволяющая разрешить столь трудный и столь задевающий нас за живое вопрос!

Правды ради, нельзя не сказать и о том, что среди ревнителей чистоты православной веры, встречаются отрицающие не только правомерность молебна на Пятницкой улице, но и само обращение к мученику Уару с молитвой о некрещеных, вплоть до сомнений в толковании его жития. Так, священник Константин Буфеев в статье «О неуставной службе мученику Уару» («Благодатный огонь» N12) заявляет, что «нет никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве». Далее, иерей Константин предлагает довести до абсурда эпизоды из житий других святых и, к примеру, составить службу пророку Елисею, «емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя». Остроумно, ничего не скажешь, и даже - ядовито. Но, как и холод, ядовитость не творит правды Божией. Оснований считать Клеопатриных предков верующими во Христа также нет, а традиция молитвы к Уару - есть, и традиция, как уже говорилось, древняя.

Следуя ей, доверяя Церкви, доверяя святому мученику, мы обретаем опыт, умножающий веру , ибо без удостоверений - не остаемся. Мы не получаем никаких подтверждений, что теперь загробная участь тех, о ком мы имеем попечение, стала светлой, но мы обретаем уверенность в том, что наше попечение Господь полностью взял на Себя, и, значит, все будет правильно.

Однажды мне позвонила одноклассница, приехавшая с похорон своего товарища по работе (некрещеного), в полном упадке чувств, почти в отчаянии - так она переживала неожиданную смерть своего знакомого (в автокатастрофе). Я говорю ей: «Так у тебя же недалеко церковь Кирилла и Афанасия. Там есть икона мученика Уара, сходи, помолись ему». Она позвонила мне через два часа: минус ее восклицаний поменялся на плюс. Для нее это было то свидетельство веры, о котором говорит апостол Иоанн: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе» (1Иоанн 5.10). Для меня же, с одной стороны, в этом не было ничего удивительного, а с другой, конечно, здесь также было свидетельство, подтверждение того, что я хорошо уже знал. Мы не можем без Церкви и не можем без общенья друг с другом, подтверждающим наш сокровенный опыт. К слову, в церкви святых Кирилла и Афанасия (в Афанасьвеском переулке недалеко от «Кропоткинской») молебен мученику Уару совершается в среду вечером, если нет предпраздничного вечернего богослужения.

У Бога все живы

И всё живо. Я очень любил принимать экзамены вдвоем с той Леной, о которой выше рассказывал. Всякий раз она говорила мне, что начнет экзамен сама и прибавляла (помнится жест ладонью): «Ничего, если ты опоздаешь». И теперь, у стены Донского монастыря, в глубоком покое, который так внятно присутствует на этом кладбище, я смотрю на ее фотографию, и, хотя прошло столько лет, совершенно не чувствую, что я «сильно опаздываю»... Тут как-то все по-другому. Горе было вчера, а хорошее - навсегда.

На сегодняшний день существует множество разнообразных споров насчет того, можно ли молиться о здравии некрещеного человека. Одни на этот счет утверждают, что просить Господа за таких людей категорически нельзя. Обосновывают это тем, что человек, не принявший крещение, ставит свою персону против церковных канонов, отвергая святыню Божьего Храма.

Другие говорят, что Бога можно просить даже о заблудших овцах, поэтому он обязательно услышит Вашу молитву за некрещеных людей.

Судя по многочисленным рассуждениям священнослужителей на эту тему, можно смело сделать вывод. На вопрос можно ли читать молитву за некрещеных детей или взрослых? Ответить можно так: конечно же, можно, почему нет?

В церковных источниках даже хранятся настоящие молитвы о некрещеных людях. В таких молитвословиях люди обращаются к Богу за прощение грешников и возможность вернуть их в лоно божественного храма.

Об усопшем некрещеном – молебны мученику Уару

Если Вы хотите достучаться до Господа и просить покровительства за человека, который не прошел Таинство крещения, то лучше обращаться к покровителям заблудших. Одним из таких покровителей считается святой праведник Уар. Этот Святой еще при жизни молился за упокой некрещеных для защиты господней.

К Святому Уару обращаются:

за живущих заблудших людей;

за детей, не принявших крещение;

за не родившихся младенцев;

за некрещеного умершего младенца, который не успел принять Таинство;

за умерших заблудших людей.

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь

Молитва за некрещеных усопших Господу

Многие люди часто задаются вопросом: «кому можно молиться за души умерших людей, которые не приняли православного крещения?» Священнослужители говорят, что можно обращаться с молитвословием не только к Богу, но и к Святым. Помните, что искренние молитвы от чистого сердца обязательно дойдут до адресата. Каждый человек на планете имеет право на покровительство Всевышнего и его прощение.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: