Метафизический и диалектический подходы сущность и различие. Метафизика как метод познания в сравнении с диалектикой

1.6. Диалектика и метафизика

Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический.

Сам термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.

Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.

Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому. Поскольку в умозрительных спекуляциях о сверхчувственном бытии всегда было стремление найти какие-то абсолюты, вечные неизменные основания чувственного бытия, эта методологическая установка и стала квалифицироваться как метафизика.

Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.

Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.

Достижение истины предполагает применение правильного метода. Нужно учитывать, что и метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Иногда полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей и т. д. Но на этом останавливаться не следует. Движение к истине предполагает использование диалектического метода, который требует проведения всестороннего анализа и синтеза, раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

46. Метафизика Раздел философии, посвященный природе действительности. Почти то же самое, что и

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

4. Проблема метода и методологии в философии. Диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод (methodos - путь) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Из книги Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого автора Бердяев Николай

Глава II Диалектика божественного и человеческого в германской мысли. Значение ницше. Диалектика троичности Тема богочеловечества – основная тема христианства. Я бы предпочел сказать не богочеловечество – выражение, излюбленное Вл. Соловьевым, – а богочеловечность.

Из книги Беседы о диалектике автора

Первый день Диалектика и ее антипод метафизика

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

13.5. Метафизика зла Величайшее и, можно сказать, классическое заблуждение древнегреческих философов состояло в отождествлении знания с добродетелью и порочности с неведением. Так, по Сократу, источник всякого зла - неведение, незнание добра. Человек же, узнавший, что такое

Из книги Дао дэ цзин. Книга пути и достоинства автора Цзы Лао

Метафизика Лао-цзы Учение о ДаоИз древнейших китайских философов один только Лао-цзы хотел открыть начало мира чисто умозрительным путем. Он не мог довольствоваться конкретным объяснением мира. Ему думалось, что существует высший мир, который открывается только нашему

Из книги Дмитрий Кантемир автора Бабий Александр Иванович

МЕТАФИЗИКА КНИГА IV (В КОТОРОЙ РЕЧЬ ИДЕТ О ДВИЖЕНИИ, МЕСТЕ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ВЕЧНОСТИ)ГЛАВА VСвоим определением времени Аристотель показывает, что он не знает, чем является природа. На примере относительных вещей доказывается, что время предшествовало движению, и

Из книги Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике автора Рэнд Айн

Метафизика Что вы понимаете под природой реальности (если она существует) и где мне ее найти? Если вы сами не знаете, как можете рассчитывать, что я пойму ваш вопрос? И кто его задает? Если вы задаете логически неправильный вопрос философского плана о природе реальности и я

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

Диалектика природы – диалектика истории – диалектика будущего (Энгельс о возрастающей роли общественного сознания) Велик соблазн восхвалять юбиляра. Что может быть проще, если юбиляр действительно велик! Но юбилей – это всегда повод задуматься о жизни и делах

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

3. Диалектика процесса производства как диалектика деятельности Деятельность как опредмечивание и распредмечивание. Производительные силы как силы человека Способ бытия производственного отношения – это его непрерывное воспроизводство в процессе совокупной

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Диалектика и метафизика Метод исследования явлений природы, метод познания истины, которым пользовался французский мыслитель, вытекает из сенсуалистской теории познания. Исходя из положения о том, что все знания человека имеют своим источником ощущения, Гольбах для

Из книги Гераклит автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

Глава II. Учение о логосе: «метафизика» и диалектика

Из книги Энгельс – теоретик автора Кедров Бонифатий Михайлович

Опыт Коммуны. Диалектика природы и диалектика истории Парижская Коммуна явилась поворотным пунктом в историческом развитии. После нее складывается новая историческая ситуация и вместе с тем начинается новый период в истории марксизма. Постепенно накапливаются новые

Из книги Диалектика эстетического процесса.Диалектика эстетического как теория чувственного познания автора Канарский Анатолий Станиславович

Из книги автора

А.С. Канарский ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК ТЕОРИЯ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ * * *Считаю себя вправе сказать: это умная, серьезная и интересная книга, достойная внимания и размышлений.Проблема, обозначенная в заглавии работы, принадлежит,

Факт развития природы и общества отрицать невозможно; с принципом развития согласны все философы, но понимают его по-разному. Исторически сложились два основных подхода к развитию: метафизический и диалектический.

Одной из основных особенностей метафизической концепции развития является взгляд на природу как на случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга и независимых друг от друга, находящихся в состоянии покоя и неподвижности. Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.

Метафизика рассматривает развитие как чисто количественные изменения, без качественных скачков, без борьбы противоположностей, полагая, что источник развития находится вне данной системы. Им является внешний толчок другой системы, либо первотолчок (И. Ньютон). Общая тенденция, направленность процесса развития - восходящая или нисходящая линия, круговорот. Таким образом, особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности.

Разновидностями метафизического способа мышления являются: догматизм, релятивизм, софистика и эклектика .

Догматизм отрицает, прежде всего, принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, которые якобы сохраняют свою истинность на все времена.


Софистика - это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Основным примером софистики является использование так называемых софизмов. Например, на обвинение во лжи софист отвечает: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать».

Эклектика - это соединение различных, противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Кажущаяся многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, так как эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Для эклектики также характерны: подмена понятий, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений.

Прямую противоположность метафизического понимания процесса развития составляет диалектическая концепция развития. Диалектика есть учение о всеобщих законах развития и изменения природы, общества и мышления.

Впервые слово «диалектика» применил Сократ (VI в. до н.э.) (стихийная диалектика ): искусство вести спор, диалог, метод раскрытия противоречий в мышлении, рождение истины. Метод Сократа получил название «майевтика ». Таким образом, диалектика с самого своего появления была тесно связана с поиском, развертыванием и разрешением мыслительных противоречий, с которыми сталкивается любой человек в своей познавательной практике.

Большой вклад в развитие диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг . Однако наивысшей ступени развития идеалистическая диалектика получила в философской системе Гегеля . Диалектика Гегеля (а также других немецких философов) является методом познания и мышления, т.к. ее основное внимание связано с изучением процессов развития в духовных, познавательных, субъективных системах бытия. Философия Гегеля выстроена согласно триадичным (троичным) принципам.

Как объективный идеалист он вводит понятие о трех ступенях саморазвития Абсолютного Духа: Логика (развитие понятий), Субъективный Дух (развитие индивидуального сознания человека), Объективный Дух (развитие духовной общечеловеческой культуры). Философия - это наивысшая форма Объективного Духа, в рамках которой и завершается саморазвитие и самопознание Абсолютного Духа. Троичный принцип был положен Гегелем в основу построения диалектики как метода познания и мышления: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез (отрицание отрицания или «снятие»).

Автором материалистической диалектики XIX века был К. Маркс . Он построил диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания. В ней органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но и гносеологическое учение, рассматривающее мышление и познание равным образом в становлении и развитии.

Рассмотрим принципы диалектики - основные, исходные положения.

Важнейшим принципомдиалектики является принцип всеобщей связи . Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Связь представляет собой отношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого.

Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Развитие всеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения.

Принцип объективности предполагает рассмотрение действительности такой, какой она является на самом деле; требует от субъекта сознательного использования проверенной информации, а также - ясного признания познаваемости материальных систем.

Принцип системности требует всестороннего рассмотрения объектов; стремится к охвату наиболее важных сторон, к выделению определяющей, интегративной стороны, от которой зависят остальные (принцип субстанциональности ); а также - отграничению необходимых связей от случайных, существенных от несущественных (принцип детерминизма ).

Принцип историзма (или исторический подход) опирается на диалектику как теорию познания и включает требование к познающему субъекту рассматривать материальные системы в их динамике.

Этот принцип включает:

1) Ретроспективность. Требуется иметь некоторое предварительное представление о сущности предмета в настоящий момент, что позволяет установить исходную стадию его развития.

2) Изучение предпосылок возникновения предмета.

3) Применение основных законов диалектики.

4) Выделение этапов развития предмета, диалектики общего и единичного.

5) Определение направления и характера развития или изменения предмета.

6) Изучение не только истории объекта, но и истории отражающих ее понятий и положений.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному . Конкретное выступает в качестве синтеза, системы определений. Каждое определение отражает отдельную сторону, свойство, оно абстрактно. В процессе синтеза все новых определений мы восходим от абстрактного знания (неполного) к конкретному (более полному). Конкретное в мышлении отражает существенные стороны изучаемого явления в их связи.

Принцип единства исторического и логического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое - это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое - процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.

Общее понимание характера поступательного развития человеческого познания выражено Гегелем через формулировку трех законов диалектики , которые были впоследствии включены К. Марксом в материалистическую диалектику. Закон единства и борьбы противоположностей подчеркивает наличие внутренних импульсов к развитию, определенных столкновением различных сил и тенденций в самом мыслительном процессе. Берет верх та сторона, которая является более жизнеспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение противоречия. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений подчеркивает наличие скачков - взрывов, обозначающих «прерывность в непрерывности».

Под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Закон отрицания отрицания характеризует поступательность развития: результат содержит в себе свое начало. Главное здесь не отрицание, а синтез, объединение всего того, что было рациональным на предыдущих этапах и повтор на высшей ступени черт и структур исходной ступени. Этот момент связан с механизмом прогрессивного развития познавательных и мыслительных структур.

Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в процессе развития предмета, но при этом не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и так называемые не основные законы, содержание которых выражается через взаимосвязь соответствующих категорий (от греч. kategoria - высказывание). Категории представляют собой фундаментальные понятия, в которых выражаются наиболее существенные характеристики изучаемой той или иной наукой области действительности. Коснемся наиболее важных категорий диалектики.

Качество , количество , мера . Качество есть определенность предмета, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфический свойств. Количество - это степень развития данного качества, это такая определенность предмета, которая в известной мере безразлична к данному качеству. Мера - это допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества.

Тождество , различие , противоположность , противоречие . Тождество - это понятие, которое отражает постоянство предмета, его относительную устойчивость. Различие отражает изменчивость предмета, несходство его сторон, тенденций. Тождество и различие не существуют друг без друга. В тождестве всегда есть различие, а различие предполагает тождество. например, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). Противоположности - это различия в предметах, явлениях, сторонах, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга (например, положительно и отрицательно заряженные частицы, имущие и неимущие слои населения). Отношение между противоположностями - есть противоречие. Противоречие есть понятие для обозначения отношения между сторонами, тенденциями целого предмета, при котором они взаимополагают, взаимообуславливают, взаимоотрицают друг друга.

Общее , единичное , особенное . Общее - философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, принадлежащие ряду единичных предметов или всем предметам определенного класса. Своеобразие предметов фиксируется категорией единичного. Единичное - это философская категория, выражающая специфику именно данного предмета, его уникальность. Предметам и явлениям окружающего мира одновременно присуще общее и единичное. Единство общего и единичного выражается как особенное. Особенное - философская категория, выражающая синтез общего и единичного, их взаимопереход, который всегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим. Эти категории выступают также как ступени процесса познания предмета или явления. Сначала познается единичное, затем особенное и в итоге - общее (индукция) или наоборот (дедукция).

Целое и часть . Целое является исходным пунктом теоретического анализа объекта потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой объект изначально предстает перед исследователем, затем выясняется структура объекта - его части. Целое, однако, не сводится к сумме частей, а включает и способ объединения частей, их взаимосвязи и т.д. Отношение частей и целого - это взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности. Взаимодействие частей приводит к появлению у целого новых, интегративных свойств. Категории «элемент» - «система» сопоставимы с категориями «часть» и «целое», но вместе с тем отношение «элемент» - «система» включает категорию структуры - этой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Форма и содержание . Эти понятия древние (например, их определения давал Аристотель), многозначные, с несколько размытыми значениями. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Например, содержание кинофильма - его сюжет, содержанием производства - изготовление определенной продукции. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Например, для художественного произведения, это его композиция, приемы выражения чувств и мыслей. Форма очень важна, т.к. организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Реально форма неотделима от предмета, но в тоже время она имеет относительную самостоятельность.

Например, существует целый ряд наук, специально изучающих различные формы: геоморфология, структурная лингвистика, геометрия, кристаллография. В науке успешно применяется метод формализации знания (языка). Он представляет перевод содержательных фрагментов знания на искусственный символический и формульный язык, подчиненный четким правилам построения формул и их преобразований. Это обеспечивает успешное решение познавательных задач во многих научных дисциплинах. Единство формы и содержания, их тонкая прилаженность друг к другу ярко проявляется, например, в искусстве. Отнюдь не всякое содержание может становиться предметом художественного творчества. Не устройство атомов, не производственные процессы, а человек, его проблемы составляют содержание искусства. Исключительное значение в искусстве имеет мастерское владение формой, например, не каждое стихотворение может называться поэзией.

Необходимость и случайность . Необходимость - это такое явление или событие, которое обязательно наступает или происходит при наличии определенных условий. Случайность может проявить себя в той или иной форме, а может и не проявить вообще, являясь не существенной и внешней для исследуемого процесса. Необходимость порождается внутренней природой развивающегося явления, а случайность - внешними воздействиями. Необходимость определяет главное направление в развитии предмета, случайность же выражает отклонение от данного направления. Необходимость и случайность взаимосвязаны и объективны. Случайность есть форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Возможен переход их друг друга. Случайные изменения окружающей среды приводят постепенно к изменению генетического аппарата животных и, соответственно, наследственности.

Сущность и явление . Сущность - система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних, и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи; то, без чего данный предмет не может быть самим собой. Явление - это совокупность внешних, часто случайных, а потому изменчивых сторон предмета; способ обнаружения сущности через свойства и связи, доступные чувствам. Сущность и явление тесно связаны друг с другом, хотя непосредственно и не совпадают. Сущность обнаруживается через явление, но не раскрывается при этом полностью. Вместе с тем раскрытие сущности невозможно без изучения ее внешних проявлений.

Причина и следствие . Познание сущности предмета с необходимостью предполагает уяснение причин, его порождающих и изменяющих. Причина - это взаимодействие между предметами, их сторонами и элементами, вызывающее определенное изменение в них. Следствие - результат такого взаимодействия, в котором фиксируются указанные изменения. Причина, таким образом, первична по отношению к следствию. Эти категории имеют первостепенное значение для процесса познания. Любая научная теория обязательно предполагает выяснение причин исследуемого объекта. Знание причин способствует его предсказанию, а во многих случаях позволяет активно воздействовать на ход того или иного процесса. В познании мы идем, как правило, от следствия к причине. И диалектическое их понимание делает эти категории необходимыми звеньями, ступеньками научного познания действительности.

Возможность и действительность . В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности. В более узком смысле слова под действительностью понимается конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях. Это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность - это такое состояние (или ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности. Имеются различные виды возможностей: существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др. Обратимой называется такая возможность, с превращения которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью.

Пример - превращение жидкого состояния в газообразное. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример - смерть человека. Формальные - возможности, обусловленные случайными свойствами и связями, например, выигрыш машины в лотерее. Реальные - возможности, обусловленные необходимыми сторонами и связями объекта, например, созревание овощей на огороде. Диалектическая связь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего, они предполагают друг друга: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей.

МЕТАФИЗИКА ДИАЛЕКТИКА
Есть замкнутый метод теоретического постижения бытия, в котором все возвращается к своей противоположности, обуславливая собой универсальный цикличный характер развития мира. Есть открытый метод теоретического постижения бытия, в котором внутренние противоречия становятся источником и движущей силой развития системы к новым формам своего существования.
Опирается на умозрительные принципы, которые по характеру своей масштабности не могут быть проверены на опыте , оттого в метафизике критерием истинности выступает дедуктивно полученный постулат, догма, аксиома (принимается на веру) Опирается на универсальные законы, истинность которых подтверждается опытным путем , поэтому в диалектике критерием истинности выступает практика, которая основана на индуктивном методе изучения действительности.
Тип связи между частью и целым: эманация Тип связи между частью и целым: эволюция

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (тезис, антитезис, синтез)

Диалектика – наука о всеобщих связях и явлениях материального мира и наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Объективный идеализм – Гегель, Фихте (развив. Бог)

Научный материализм – Маркс, Энгельс

Субъективный идеализм – Кант (индивидуальное сознание объекта)

Стихийный материализм – Шеллинг (по такому принципу развивается природа)

Каждый из них утверждает, что по диалектическому принципу.

В любой философии есть 4 направления (объективный идеализм, научный материализм, субъективный идеализм, стихийный материализм).

Кант→Гегель→Маркс

Тезис-антитезис-синтез

Субъективный идеал., объективн.идеал., научн.матер.

I)Кант - тезис

Сторонник субъективного идеализма

Мир непознаваем, субъект познает законы внутри своего разума и экстраполирует их во внешний мир, думает что они находятся в мире. В мире законов нет, те законы, которые мы приписываем миру, рождаются внутри нашего сознания. Мир – вещь в себе.



Априорные формы познания

Тезис – антитезис – синтез обладает субъект внутри рассудка.

Воображение бессознательно для субъекта соединяет априорные формы чувственности с априорными формами рассудка, в результате рождается закон в сознании человека, который человек экстраполирует в мир.

Априр. Формы чувственности и априр. Формы рассудка

рождается наука

II) Гегеля – антитезис философии Канта.

Диалектически мыслит. Бог тождественен мировому разуму

Бог разворачивает себя через Т-А-С, в результате рождается великая мировая культура. Бог смотрится в себя как в зеркале, в культуре он себя воплотил. Он доволен и сворачивается назад. Мир конечен. Люди инструменты в руках Бога.

1) Те, кто знают, что они инструменты и выполняют то, что задумал Бог – проницательные люди.

2) Те, которые думают, что они творят сами – непроницательные.

Т – А – С – проявление Бога.

III) Диалектика Маркса – Синтез Гегеля и Канта

Диалектически развивается не бог, а материя, весь материальный мир развивается диалектически.

Конфликт – источник развития.

Коммунизм – неестественное существование общества.

Законы диалектика

  1. Единства и борьбы противоположностей
  2. Отрицание отрицания (закон двойного диалектического отрицания)
  3. Переход количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей гласит:

Развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единой реальности на взаимодействие противоположных сил, отношения между которыми составляют внутренний импульс их развития.

Пока мудрец растет в нем происходит конфликт знания и незнания.

Закон отрицания отрицания гласит:

В процессе развития каждой последующей состояние системы повторяет предыдущее только на ином уровне развития, т.е. на более высоком или низком, при этом само развитие приобретает форму спирали.

Человек обладает мировоззрением в школе, институте, но оно меняется, а человек остается собой.

Мировоззрение отрицает предыдущее – тем самым развиваясь.

Мудрец: ----------- деньги, власть- сила, здоровье – знание источник развития его личности, но оно перестает его интересовать, главное – бессмертие его души.

Закон перехода количества в качество гласит:

В процессе развития существенные характеристики системы претерпевают количественные изменения, что ведет к новому качеству, а новое качество претерпевает новые количественные изменения, в результате чего старое качество изменяется на новое и т.д.

Человек: детство – юность – зрелость - старость.

Качество отражает внутреннее состояние системы, а количество – внешнее состояние. Одновременно отражает внутренние и внешние характеристики системы - мера. Мера является интегральной характеристикой системы.

С т.з. диалектики весь мир развивается диалектически (по спирали)

Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания. Статика и динамика действительности

«Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем…» (Кавелин К.Д. «Наш умственный строй», М., 1989г., стр. 283).

Философия - это учение о мире и о месте человека в этом мире, это способ познания мира.

«Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать» (Аристотель, Метафизика, Книга I., глава I).

Двумя основными методами философского познания считаются диалектика и метафизика. Термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоположных мнений (от греч. dialektike - искусство вести спор, ученую беседу). Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях. Создателем первой формы философской диалектики можно считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Он считал, что борьба противоположных сил направлена на установление космической гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления. Например, война, которой обычно люди боятся, видя в ней силу, несущую смерть, средство, способное разрушить общество, у Гераклита выполняет прародительские, созидательные функции. "Война (Полемос) -- отец всех, царь всех", -- отмечал Гераклит (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. - С.202.). Отстаивание философом положительного значения войны происходит вследствие того, что он видел в ней не только силу, способную разрушить социум (частное), но и средство, которое, разрушая частное, созидает гармонию целого. "Та из противоположностей, которая ведет к возникновению космоса, называется войной", - писал он (там же. - С.177).



Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной диалектики встречаются в учении Платона, осмыслявшего диалектику движения и покоя, различия и тождества. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме.

В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии, так как именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. С начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Гегель очень глубоко и конкретно охарактеризовал внутреннюю природу самого противоречия. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Высшая ступень развития включает в себя, т.обр., низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.

В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

Термин «метафизика» (греч. meta ta physika - после физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.

Данный термин имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и изолированные друг от друга.

С XVII - XVIII веков, когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание».

После создания Гегелем в начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение - «антидиалектический метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.

В диалектике существуют два основных принципа:

1. принцип развития;

2. принцип всеобщей связи.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Все в мире находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Но возникает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая - борьбу противоположностей сил и тенденций, то есть противоречие.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «инь» и «ян». Другие же считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, то есть логические противоречия. Которые были отмечены уже в античной философии.

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире.

По Канту категории - это доопытные формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опята познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенционализме, проблеме категорий не уделяется внимание. Например, позитивизм и неопозитивизм обращаются к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенционализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека.

Сущность и явление;

Система, элемент, структура;

Целое и часть;

Единичное, особенное и всеобщее;

Причина и следствие;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность;

Свобода и необходимость;

Прерывность и непрерывность;

Количество и качество и др.

Сущность и явление - важнейшие диалектические категории, в которых отражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность - это внутреннее, не доступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление - это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Или если сказать иначе, явление - это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств - зрение, слух и так далее. Сущность же предмета человек может понять только с помощью разума.

Содержание - это то, из чего состоит предмет или явление. Форма - это способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между формой и содержанием. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие и приобретает новую.

Система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент - это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи, характеризуют структуру системы. Структура - это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура - ее форму.

Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное - это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляю содержание особенного. Свойства присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщими.

С позиции диалектики изолированных явлений не существует. Причина - это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие - явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление производит другое.

Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи и случайность между явлениями. То, что обязательно должно произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, чего могло бы и не случиться, вызвано случайной связью между явлениями.

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Законы диалектики.

1. Основные законы диалектики

1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Человек издавна пытался выявить природу качественных и количественных характеристик в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают гармонию сферам Солнечной системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».

В средневековье утверждалось представление о «скрытых» качествах как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя их на первичные и вторичные, объективные и субъективные.

В философской и научной мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.

Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.

Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или сходство с другими предметами и проявляющиеся во взаимодействии с ними. При изменении условий отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие скрытый характер, свойства.

Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука начинается там, где начинается измерение. ^Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и в истории общества, в отличие от точных наук, количества не могут быть четко измерены и прослежены. Аналогично рассуждают некоторые современные авторы, которые утверждают, что такие феномены и процессы, как «национально-культурные традиции, верования, подсознательное... зачастую... не вкладываются... в количественно исчисляемые статистические столбцы или математические формулы» И все же, объективно количественная сторона у сложных объектов имеется, хотя она не выражается в точных количественных параметрах. О культурных традициях у того или иного этноса, вероятно, можно опосредованно, приблизительно судить, например, по числу людей, придерживающихся определенных ритуалов, о религиозной вере - по количеству людей, соблюдающих посты, о нравственности человека - по числу его добрых поступков и т.д. Названные количественные ориентиры, конечно, дополняются и другими показателями. Количественные отношения, помимо измерений, также улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т.п.).

В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.

Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Мир и его фрагменты характеризуются единством относительной исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой меры).

Гегель установил, что действительное целое есть результат вместе со своим становлением74. Ф. Энгельс указывал, что существенным моментом развития является опосредование противоположностей, когда «все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов»75. Промежуточность есть свидетельство объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. Между старым и новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению к обоим смыкающимся полюсам (старому и новому качествам). Одновременно оно неустойчиво, внутренне раздвоено происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном «организме», системе (так, по поводу экономики переходного периода Ленин писал, что «в данном строе есть элементы, частички, кусочки и капитализма, и социализма»76). В переходных состояниях социума «сталкиваются» традиции и новации, остатки прошлого и потенции будущего. Человек, вовлеченный в ситуации переходности, сомневающийся, колеблющийся, вынужденный в условиях неустойчивости и неопределенности принимать рискованные решения, стоит перед необходимостью участвовать порой в рассогласованной деятельности, которая порождает асинхронность в его внутреннем мире и оценивается им как кризис.

Переходное состояние, вероятно, ведет к двояким последствиям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое развивается далее под возрастающим влиянием имманентных закономерностей, что позволяет переломить инерцию старой системы и дать начало новому качеству. Происходит самоотрицание старого качества в силу исчерпания его ресурсов новым качеством. Применительно к социальной жизни в современном переходном состоянии общества в СНГ напрашивается сценарий утверждения продуктивного неокапитализма или гуманно-демократического социализма (ведь рабство, феодализм и «дикий капитализм» - пройденные человечеством ступени, а «государственный социализм» неперспективен). Во втором варианте последствий переходное состояние ведет к разнообразию реальности, превосходящей возможности любой отдельно взятой системы, к «синтезу» старого и нового качеств. В социуме это приведет к синтезу труда и капитала, к наполнению капитализма позитивными параметрами социализма, а социализма - положительными чертами капитализма. Появляются страны, в которых существует социализм с капиталистическими элементами (Китай, Вьетнам и др.) и капитализм с чертами социализма (Швеция, Норвегия и др.).

В общественной жизни переходные состояния объективны. Вместе с тем здесь велика роль субъективного фактора, ибо выбор вариантов и форм переходов в значительной степени зависит от интересов и энергии социальных и этнических общностей, политических партий.

Механизм бифуркаций делает понятным, «как может чисто количественный рост приводить к качественно новому выбору»77. В первом приближении в одном из аспектов закон взаимного перехода количественных и качественных изменений с позиций синергетики может быть выражен в законе бифуркаций. Корреляции способны возникать спонтанно в результате комбинирования внутренних взаимодействий в системе с внешними взаимодействиями системы со средой.

Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Скачок означает: перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления; превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). Примеры скачков: образование звезд и планет, появление жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, смена типов цивилизаций и формаций, социальные революции. Скачки осуществляются как в форме «взрыва», так и растянуто во времени. Применительно к обществу формируется взгляд, что прогрессивная эволюция, замедленная или ускоренная в зависимости от обстоятельств, без внешнего насилия, составляет ведущую тенденцию развития. Но в целом развитие сущего носит эволюционно-скачкообразный характер.

Итак, рассматриваемый закон диалектики устанавливает, что количественные изменения на известной ступени скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

1.2 Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой свободы нет, все совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).

Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и является источником развития. В неорганической природе - это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается пластичность, надежность системы. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся самоподдерживать состояние социального порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX - начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая - кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Диалектика (1,2).

1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

2. История диалектики.

3. Основные принципы диалектики.

4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук.

5. Основные законы диалектики.

7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.

Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода , все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.

В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог », «искусство вести беседу ». Такое понимание восходит к философии Сократа ,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина.

Диалектика выступает одновременно как теория и как метод . Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах.

В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический.Метафизический подход , не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.

Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.

Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: