Нравственный идеал определение. Что такое идеалы? Нравственный идеал

(от греч. idea - вид, образ, представление, понятие; англ. ideal, moral; нем. Ideal, sittliches; фр. ideal moral; чешск. ideal mravni)

1. Недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью.

2. Понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

3. Представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

4. Представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец.

5. Представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

6. Фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности.

Пояснения:

В основе Идеала нравственного лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.

Содержание Идеалов нравственных прошлого изменчиво. Они содержали общечеловеческие ценности и всегда воплощали в себе определенные потребности и устремления людей, живших в разные исторические эпохи, выражали их неудовлетворенность моральными пороками, бытующими в обществе социальной несправедливости. Идеалы нравственные отражали социально-экономическое положение класса, соответствовали его критерию нравственности и идеалу общественному.

В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки разработать Идеал нравственный - от первых кодексов возникшей в античности этики до «морального кодекса строителя коммунизма». Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание.
В одних случаях в Идеале нравственном преобладаланекоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делалась попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т.е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Идеала нравственного в целом, и т.д.
Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить «жидкий элемент» и наладить производство и т.д.).

«Строители Коммунизма» в качестве Идеала нравственного выдвигали представление о всесторонне развитой и гармоничной личности.

Понятие Идеала нравственного является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества. В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, Идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.
Обычно Идеал нравственный содержит и общечеловеческие ценности.

Идеал нравственный задаёт модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло).

Возможно большее приближение к Идеалу нравственному - цель нравственного воспитания.

В процессе индивидуального воспитания и самовоспитания личности представление об Идеале нравственном может играть решающую роль. Молодежь часто берет себе за образец какого-либо подлинного или литературного героя, следует примеру человека, который является для неё моральным авторитетом.


Мораль является непременной составляющей духовной культуры, которая, в свою очередь, отражается в событиях повседневности, произведениях искусства, религиозных и научных трудах. При рассмотрении этого положения важно прийти к понятию «нравственный идеал». Идеал - это:

1) наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном;

2) образ совершенства в отношениях между людьми;

3) высший образец (безусловный) нравственной личности.

Философский словарь даёт следующее определение нравственного идеала - это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившие такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

При рассмотрении нравственных систем особенно важно понять соотношение в них действительности и идеала. К этой точке зрения показательны два исторически сложившихся подхода - натуралистический и трансцендентальный. В рамках натуралистического подхода можно выделить три трактовки понятия «идеала»:

1) рассматривает идеал как результат обобщения и абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека;

2) идеал - это результат обобщения норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия (таким образом, понятие «идеал» сближается с нормой поведения);

3) идеал представляется как вытекающие из социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы (идеал сохраняет образ совершенства). Но: идеал здесь сводится к ценностной ориентации или поведенческой установке, лишается универсальных и абсолютных характеристик.

В рамках трансцендентального подхода идеал трактуется как существующий вне зависимости от реальности и даётся человеку непосредственно в его нравственном опыте, что входит в противоречие с реальностью, должным и фактами. Данный подход характерен для русской религиозной философии, что нашло своё отражение в трудах И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, которые создают свою религиозную систему, но опираясь на факты, приводят всё же идеальные проявления религиозного подвига или общинной жизни.

Однако следует заметить, что вопрос о происхождении идеала до сих пор остаётся не выясненным. Но от идеала зависит определение содержания добра и зла, должного, правильного и неправильного и так далее и тому подобное, что находит отражение в культуре.

Понятие нравственного идеала начало выделяться очень рано. Неявно оно существовало уже в первобытную эпоху. Исследования первобытной культуры и верований обращают наше внимание на такие характерные особенности, как антропоморфизм, анимистические воззрения, различные виды магии, тотемизм, система запретов и ограничений, ритуалы и обряды, мифология.

Общепризнанно, что организационным и нормативным принципом первобытного общества выступают кровнородственные отношения. Структура общества в целом совпадает с системой родства. Антиномия «свои - чужие» задаёт бинарные оппозиции при рассмотрении понятий окружающего мира в первобытном обществе. Эти оппозиции являются, также как и аналогии, ассоциации, создаваемые одновременностью событий, причинами, способствующими неверному отображению событий. Человеческие способности и умысел проецируются на правду, что порождает неразличение практически- целесообразных и магических действий.

Нормативная регуляция имеет институциональный характер, моральная норма первоначально тождественна обычной норме, не выделяется в синкретичной регуляции поведения, не подвергается абстрактному анализу, она является общезначимой в условиях родовой демократии. Моральная норма в условиях первобытности не выступает как абстрактный императив и инструмент морализирования, она предполагает и оставляет свободу выбора, поддерживается институционально, а в патриархальном обществе уже защищена личным авторитетом, подтверждается к исполнению методами принуждения и наказания. Особо выделяется система запретов (табу), которые формируют сознание и волю индивидов. Наиболее полным в данном качестве предстаёт словарь родственных отношений, орудий деятельности и предметного окружения, например утвари и объектов охоты.

Первичной социальной регламентацией позднего родового строя является обычай талиона, или принцип равного воздаяния, кровной мести, в котором отражаются коллективная ответственность и архаические представления о справедливости. Архаичная нравственность лишь отвечает характеру приспособления рода к природным условиям. Социальная регуляция характеризуется синкретичностью обычаев, норм, представлений, стереотипов. Табу, ритуал и миф - вот те средства нормативной регуляции, которые выражают составляющие нравственного идеала. Но они е способствуют нравственной рефлексии, они, скорее, выступают в качестве организаторов жизни общества и имеют практическое значение. Таким образом, мы можем говорить о том, что в первобытную эпоху моральное сознание находится лишь на стадии формирования.

Следующей по времени возникновения формой существования нравственного идеала являются древнейшие своды законов, которые представляют в своей основе обобщение и итоговую запись обычного права. Кодексы обычного права фиксируют юридические, религиозные и этические нормы, регулирующие имущественные, семейные, культовые, общественные отношения. В сферу анонсированных требований и предписаний заключены наиболее популярные общинные идеал и нормы, а также политические идеи, укрепляющие позиции классового общества.

Древнейшее законодательство опиралось на этические представления родовой эпохи. Общинное сознание оценивало эти законы как важнейший механизм, соединяющий в религиозном сознании естественное право как торжественное слово, заверение в том, что отныне закон космической правды- справедливости будет повсюду соблюдаться. Именно тогда формируются представления об идеальном правителе, имеющего божественное происхождение и являющегося защитником обездоленных, справедливым судьёй. Сильны представления о правде-справедливости, поэтому любое отклонение от них осуждается. Но религиозные и этические нормы этой эпохи, с точки зрения основания выполнения, имеют в своей основе идею возмездия, а не добровольного выполнения.

Древнейшие своды законов, таким образом, обеспечивали строительство государства, это такие своды законов как - законы Хаммурапи, законы Ману, надписи Ашоки и Тора, или Пятикнижие Моисея.

Для нас особенно важно рассмотреть Пятикнижие Моисея, или Тору, так как это одна из составляющих частей Библии. Пятикнижие является манифестом монотеизма, идеологией этического эгоизма, обоснованием иерократии, этической функции жречества и экспанических устремлений союза израильских племён. Это моральный кодекс ранее угнетаемых племён и идеи, в нём заключённые являются альтернативой порабощения, геноцида. Пятикнижие не отрицает корысти и грабежа, а напротив радуется богатой добыче, присвоенной в результате военной победы. Эта герметичная мораль, которая рекомендует культурный изоляционизм, нетерпима в отношении чуждых ценностей (идолов, обычаев), фактически не развивает нормы внешнего общения. Учение Моисея разъясняет гарантии добра, или блага, понимаемого в обычном и, возможно, тривиальном смысле. Ведь благо для человека, когда он и его близкие сыты, одеты, обуты, обеспечены пропитанием на будущее, есть золото и серебро, рабы, скот. Благо включает в себя богатство, долголетие, здоровье, продолжение рода. И всё это рассматривается как божье благословение за религиозно-нравственные заслуги. Это догма прижизненного воздаяния от Бога за благочестие - каждому «по путям его» - оказалась несостоятельной после утраты Израилем независимости. Именно после этого возникает необходимость в добром Боге, появляется Иисус Христос с его Нагорной проповедью и основным положением - «возлюби ближнего как самого себя». Особо следует выделить в Пятикнижии Декалог, или Десять заповедей, который носит запретительный характер: да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (1), не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся и не служи им (2), не произноси имя Господа Бога твоего напрасно (3), соблюдай день субботний (4), почитай отца и матерь твою (5), не убий (6), не прелюбодействуй (7), не кради (8), не произноси ложного свидетельства на ближнего своего (9), не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего (10).

Декалог учит любить Бога и оценивает человека в зависимости от его религиозности (благочестия) и неукоснительного соблюдения заповедей, которые являются не просто высшей мудростью и этической ценностью, транслированием свыше, но и главным элементом договора между иудеями и Богом.

Таким образом, древнейшие кодексы представляют собой запись норм обычного права, они более ориентированы на ценности строящегося государства, а не на приоритет нравственных требований, моральных чувств, нравственной справедливости, милосердия. Древнейшие кодексы содержат основные культурообразующие нормы (не убий, не укради и так далее). С ними обращаются как с некоторой сверхъестественной данностью. А не человеческим изобретением. Эти нормы опираются на систему принуждений и наказаний, но эти нормы призваны воспрепятствовать моральному разложению, несправедливости, социально-этическому беззаконию, эгоизму.

Важно также сказать и об этических учениях Древнего Востока. Здесь уместно говорить о китайской философии как о суперэтике, так как сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписанного права и тому подобных явлений. Более того, в китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также и онтологический смысл. Основные виды знания различались по их моральной значимости, а фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких как «добро», «благодать-добродетель», «подлинность-искренность», «гуманность», и прочих. Поэтому некоторые современные исследователи и интерпретаторы конфуцианства видят его специфическую заслугу в выработке универсальной теории - «моральной метафизики».

Центральную этическую категорию «добро» в китайском языке выражает иероглиф «шань», этимологически связанный с образами барана и флейты, что заключает в себе представление о моральном единстве материального и духовного начал. Сами древнекитайские учёные трактовали изображение флейты, входящее в иероглиф «шань», как обозначение речи, подчёркивая тем самым духовный компонент семантики. Последняя охватывает все три основных вида норм и ценностей - этических, эстетических и деонтологических, благодаря чему термин «шань» изначально определялся с помощью иероглифов «мэй» (красота) и «и» (долг, справедливость). В состав этих всех трёх ценностно-нормативных категорий входит элемент «баран» (ян) в качестве символа общественно признанной чувственно-материальной ценности. Поэтому в лексике китайской философии «добро» - «шань» охватывает всё «хорошее» и напоминает древнегреческую «каллогатию», подразумевая не только благое и добродетельное, но и благообразное и доброкачественное. Данные основные особенности китайской философии сформировались ещё в «золотой век» её истории, когда в ней происходила идейная борьба «ста школ» (VI - Ш вв. до н. э. и были сформулированы четыре главные этические программы - гуманизма (конфуцианство), утилитаризма (моизм), натурализма (даосизм) и этатизма (легизм).

Давайте рассмотрим эти четыре этические программы более подробно.

Конфуцианство мы можем рассматривать в первую очередь как систему, представившую идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесённого, но практически почти бездействующего («обращённого ликом на юг») правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственной властью во всех её гражданских (но не военных) аспектах - от административного до идеологического.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство - одна семья», например. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре, где преимущественное место занимали отношения между отцом и сыном.

Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило своё внимание на человеке, проблемах его врождённой природы и благоприобретаемых качеств, его положении в мире и обществе, способностей к знанию и действию.... Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, судьбоносное Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Но эту проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества, взаимодействия людей. Он сделал фокусом своего учения анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности», и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности». Нормативный тип человека, по Конфуцию, - «благородный муж», познавший небесное «предопределение» и «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы является и высшим принципом практики познания для Конфуция, переходящее в «золотое правило нравственности». И смысл человеческого бытия для него - утверждение в Поднебесной высшей всеобщей формы социально-этического порядка - «Пути» (дао), важнейшие проявления которого «гуманность», «должная справедливость», «взаимность», «разумность», «мужество», «[уважительная] осторожность», «сыновняя почтительность», «братская любовь», собственное достоинство, верность, «милостивость» и другие. Конкретным воплощением Дао в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/добродетель». Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское Дао.

Последователи Конфуция много внимания уделяли развитию этических представлений и исследованию природы человека, развивая своё учение. Это способствовало и тому что во П веке до н.э. конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и вплоть до 19 века развивалось как внутреннее китайское явление в философии, не испытывая стороннего влияния. Только в конце 19 века конфуцианство в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этикосоциальной тематике первоначального конфуцианства. В 20 веке развитие конфуцианства связано с сочетанием неоконфуцианства и отчасти буддийской философии со знанием европейской и индийской философии, что позволяет говорить о том, что современное постнеоконфуцианство является выражением национальной идеи в Китае, моральным основанием развития китайского общества.

Идеал состоит в реализации своего собственного «Я».

Д. Мур

Теперь целесообразно перейти к раскрытию сущности понятия «нравственный идеал человека». В современном психологопедагогическом словаре дается следующее толкование понятия

«идеал»: «(греч. idea - идея, первообраз) образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей.

Основные точки зрения в понимании феномена нравственного идеала человека можно выразить и классифицировать следующим образом. Основным критерием, определяющим наличие разных подходов к рассмотрению нравственного идеала, является степень отношения (приближения) его к действительности. Можно выделить следующие основные подходы в этике к решению проблемы отношения нравственного идеала к действительности.

Одним из них является подход И. Канта, который осуществил попытку раскрыть структуру идеала и его место в деятельности, отношениях и сознании человека По Канту, идеалом может быть только человек, разумно утверждающий свои цели и, таким образом, сознательно стремящийся к совершенству. Идеал принципиально недостижим в действительности. Он представляет собой регулятивную идею и указывает скорее направление цели, чем саму цель, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может быть представлен в виде образа - в форме прекрасного, а значит, жизнь идеала допускается только в искусстве.

В марксистской философии рассмотрение соотношения идеала и действительности происходит с позиции диалектики сущего и должного. Понятие должного шире идеала, а идеал воплощает в себе не все, а лишь определенные грани должного. «Идеал - желаемое будущее, оцениваемое как высшая, более совершенная, с точки зрения достигнутого, ступень развития, высшая цель человеческого бытия.... В нравственном идеале... мы находим... общее представление о совершенном обществе, об образе человеческой личности, ее назначении, цели и месте в жизни... Нравственные идеалы всегда стоят несколько выше достигнутого, совершеннее его, иначе они не были бы высшим образцом, своеобразным эталоном для многих реально живущих в обществе людей» .

Согласно позиции экзистенциализма, у каждого человека свой нравственный идеал, и он непосредственно соотносится с реальностью. Чем является нравственный идеал человека по отношению к действительности, субъектом или объектом, определяется в «пограничной ситуации», или акте «кризисного прозрения», в которых человек должен сделать нравственный выбор, «с кем он»: со своим нравственным идеалом, или с несовершенной действительностью.

Целесообразным является синтезированное представление о нравственном идеале человека Содержательный аспект нравственного идеала человека лучше всего отражает позиция И. Канта. Исходя из этого общие черты содержательного аспекта нравственного идеала человека определяются нами следующим образом:

  • нравственный идеал человека имеет идеальную, духовную сущность;
  • основные формулировки категорического императива составляют главное содержание нравственного идеала человека;
  • в содержании нравственного идеала человека представлены такие неотъемлемые его характеристики, как абсолютность, универсальность, совершенство;
  • содержание нравственного идеала человека имеет определенную автономию к изменчивому влиянию исторической действительности и окружающей социальной среды;
  • содержание нравственного идеала человека наделено свойством императивности по отношению к действительности.

Возникновение, развитие, формы воплощения нравственного идеала человека в действительности более полноценно раскрываются в позиции марксистской философии. Исходя из этой позиции можно обозначить следующие черты нравственного идеала человека применительно к обозначенному нами аспекту:

  • рассмотрение нравственного идеала как явления, находящегося в процессе постоянного динамического становления и развития Смена одной конкретизации нравственного идеала человека другой осуществляется по мере воплощения нравственного идеала человеком в действительности;
  • рассмотрение соотношения идеала и действительности с позиций диалектики сущего и должного, обуславливающей необходимость и возможность воплощения нравственного идеала человека в действительности;
  • рассмотрение нравственного идеала человека как продукта чисто человеческой деятельности отношений и сознания. Нравственный идеал не может существовать в отрыве от нравственных потребностей человека;
  • характеристика окружающей социальной среды как фактора, оказывающего большое воздействие (положительное или отрицательное) на актуализацию человеком своего нравственного идеала.

Определение субъекта-носителя нравственного идеала человека более верно, на наш взгляд, представлено в позиции ситуативной этики и экзистенциализма. Итак, субъект - носитель нравственного идеала, раскрывается посредством следующих его определений:

  • носителем нравственного идеала является человек как деятельный, свободный, ответственный субъект, творец своего нравственного поведения через избранный им нравственный идеал;
  • подчеркивается приоритет конкретного человека (индивидуальности) перед всевозможными формами внеиндиви- дуальной деятельности, отношений и сознания (религией, обществом, социальным классом, политической идеологией, группой, авторитетом и так далее);
  • именно человек, его неповторимый индивидуальный мир, объявляется подлинной этической реальностью (нравственностью, находящейся в диалектической противоположности морали), в котором только и возможно воплощение и существование нравственного идеала.

Таким образом, нравственный идеал человека - это универсальный, абсолютный, целостный эталон этически совершенного человека, центром содержания которого является понимание человека как цели и никогда как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действительности. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью, целью, образцом, стандартом для определения Смысла жизни и направления нравственного самосовершенствования человека Только человек может быть носителем нравственного идеала в силу своих неотъемлемых экзистенциальных характеристик деятельности, свободы, творчества, субъектности, ответственности; является творцом данного идеала, который может возникнуть, существовать и воплощаться только в подлинной этической реальности - нравственности в процессе своего непрерывного нравственного роста (становления). Конкретизации нравственного идеала человека постоянно совершенствуются в ходе исторического развития человечества, вбирают в себя наиболее ценные особенности индивидуального и общественного менталитета (своего народа).

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральную практику (выражающуюся в поведении), моральные отношения, моральное сознание.

Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы и ценности - все это элементы морального сознания.
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.


Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как
гуманизм - признание человека высшей ценностью;

альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу;

отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой

социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают ценности - это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Контрольная работа

"Понятие нравственного идеала"

Введение

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл.На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этаппульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое.Эта волнаутверждения нравственного идеаладоходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

  1. Изучить понятие нравственного идеала.
  2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятиенравственного идеала.

  1. Понятие нравственного идеала

Нравственность -есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность -есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности -это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα -образ, идея) -высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

  1. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей.Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях,пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, -это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Александр СергеевичПушкин написал много прекрасных произведений, но к сожалению мы сможем рассмотретьтолько 2 из них «Евгений Онегин» и«Капитанская дочка». Каждому свойственно найтичто-то свое дорогое, уникальное, иногда понятное только ему в произведениях А.С. Пушкина, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Я так люблю

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», -рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро -вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду»-вот эпиграф повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины -честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.

Заключение.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал-понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми,не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина -верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта -это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», -писал В.Г. Белинский. Он считал, что «никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин». По этой причине,я рассматривала,творчество А.С. Пушкина он был творцом слова.

Список литературы

  1. Словарь по этике -М.1989.
  2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. -М.,2001.
  3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. -СПб.2002.
  4. Кондрашов В.А. Этика. Учебноепособие -Ростов на Дону, 2000.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: