Жан жак руссо идеи кратко. Руссо жан жак

Французский философ

Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - французский философ, один из самых влиятельных мыслителей XVIII в., идейный предшественник французской революции.

В своих первых произведениях Руссо выразил все основные положения своего мировоззрения. Просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству.

Следующие произведения представляют собой дальнейшее развитие протеста Руссо против общественной тирании, тяготеющей над человеческой личностью. В романе «Новая Элоиза», героиня которого, женщина с нежной и прекрасной душой, живет жизнью сердца и находит счастье только в общении с природой. «Эмиль» представляет собой трактат о воспитании, проникнутый теми же идеями свободы и близости к природе. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями.

В «Общественном договоре» Руссо рисует идеал свободного человеческого союза, в котором власть принадлежит всему народу и царит полное равенство граждан.

Жан Жак Руссо

 Мудрецы, которые хотят говорить с простым народом своим, а не его языком, никогда не смогут стать ему понятными.Однако есть множество разного рода понятий, которые невозможно перевести на язык народа. (МУДРОСТЬ )

Жан Жак Руссо - французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762).

Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) - ранний образец мелодрамы.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Детство

Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

Мадам де Варанс

В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.

В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.

Руссо в Париже

В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

«Энциклопедия»

В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

Конфликт с энциклопедистами

В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д"Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.

Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д"Эпине, графине Софи д"Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.

Преклонение перед мадам д"Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д"Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д"Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».

Теория нравственных чувств

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Общественный договор»

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Последние годы

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.

В 1762-67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.

В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор. (С. Я. Карп)

Философско-просветительские идеи Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) - виднейший представитель философии Просвещения, оригинальный мыслитель, педагог и искусствовед, в трудах которого художественно представлены культ личности, культ природы, чувственности и чувство социальной несправедливости. Через эти основные, идеи его учение приобретает удивительную целостность. Невоздержанный, неуравновешенный, дошедший до морального индифферентизма, Руссо проповедует идеальную мораль и идеальные правила воспитания.

Согласно Руссо, все люди от природы равны. В естественных условиях они различались лишь тем, что обладали различными признаками. У них не было частной собственности. Однако создание орудий труда усугубило различие между людьми, что соответствовало все большему отдалению их от первобытного состояния и возникновению неравенства. Это неравенство окончательно устанавливается вслед за возникновением частной собственности на землю.

Развитие своей мысли Руссо осуществляет в работе «Об общественном договоре», где теория государства Т. Гоббса дополнена важной идеей: государство обязано обеспечивать равноправие и свободу граждан. Возникшее на основе договора, такое государство должно иметь идеальную конституцию, уничтожить угнетение, эксплуатацию и зло и восстановить мораль «естественного человека».

Образ воспитания нравственного человека предложен Руссо в работе «Эмиль, или о воспитании». В ней утверждается, что в существующем обществе формы воспитания несовершенны. Все хорошо, что создано руками Творца, но все портится в руках человека. Поэтому воспитание ребенка должно быть изолировано от общественной среды, его надо воспитывать на лоне природы. Ребенок, воспитанный вне порочной и развратной цивилизации, не будет знать о морали существующего общества. Особое внимание следует обращать на его естественные чувства, а к принципам истинной морали он придет самостоятельно. Целью воспитания является формирование честного, откровенного, доброго человека, свободного от пороков.

В романе «Новая Элоиза» Руссо больше внимания уделяет эмоциям героев, волнениям чувств, проявлению добродетели, лирической меланхолии. Обостренное внимание к своему «я» и душевным конфликтам является характерной чертой героев его романа. В истории литературы Руссо признан противником классицизма и представителем сентиментализма.

Известно отрицательное отношение Руссо к религии. Он атеист. Религиозное воспитание, по его мнению, необходимый момент для создания нового человека, но религия откровения принципиально отвергается им. В справедливом идеальном обществе должна существовать «идеальная религия», соответствующая природе и естественным чувствам человека. Такая религия требует от человека доброты, искренности чувств и борется с пороками, порожденными развитием цивилизации. Руссо возвеличивает человека: «Прекрасное и величественное зрелище являет собою человек, выходящий, если так можно выразиться, из небытия собственными усилиями, светом разума рассеивающий мрак, которым окутала его природа, возвышающийся над самим собою, устремляющийся духом в небеса, с быстротою солнечного луча пробегающий мыслью огромные пространства вселенной и, что еще величественнее и труднее, - углубляющийся в самого себя, чтобы изучить человека и познать его природу, его обязанности и назначение». Идеи Руссо вдохновляли не одно поколение мыслителей. Известно их особое влияние на И. Канта и Л.Н. Толстого.

Жан-Жак Руссо (17121778) был основателем нового направления политической мысли - буржуазного радикализма, который отвечал интересам мелкобуржуазных слоев города и деревни.

Руссо придерживался теории естественного состояния. В соответствии с ней в условиях естественного состояния не было частной собственности, люди были независимыми, а поэтому свободными.

По мере своего развития люди постепенно устанавливают общественные связи. Период перехода от состояния дикости к состоянию общения, когда неравенство сводилось лишь к различиям возраста и физической силы, Руссо считал самой счастливой эпохой. Дальнейшее развитие человечества, связанное в первую очередь с возникновением частной собственности на землю, привело к имущественному неравенству и как следствие этого - к борьбе богатых и бедных. У имущих появляется потребность в защите частной собственности. Для ее реализации им удается склонить людей к договору о создании государства, которое якобы необходимо для защиты общества от раздоров. В действительности же государство привело не только к закреплению социально-экономического, но и политического неравенства людей: они стали делиться не только на богатых и бедных, но также на правящих и подвластных. На смену естественному состоянию приходит гражданское общество. В интересах богатых утверждаются законы. Они уничтожили естественную свободу людей, закрепили частную собственность.

Переход к свободе и равенству, пишет Руссо в своем главном труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права», предполагает заключение такого общественного договора, в соответствии с которым каждый человек должен отказаться от принадлежащих ему прав на защиту своей личности и имущества в пользу сообщества. Но взамен этого он приобретает «свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает». На основе общественного договора создается ассоциация свободных и равных индивидов, образующих республику.

По условиям общественного договора суверенитет, т. е. верховная власть, принадлежит народу. Суверенитет народа заключается в его законодательной власти. Он неотчуждаем и неделим. Поэтому нет надобности в представительных органах. По его мнению, исполнительная власть должна создаваться не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредника между ним и подданными. Если законодательная власть как суверенная должна осуществляться только самим народом, то исполнительная власть, в зависимости от того, кому она вручена, может быть монархией, аристократией, демократией.

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза»(роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится "...с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание - великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию .)

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно - сиди в холоде, сломал стул - сиди на полу, сломал ложку - ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания.) три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.)

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины»

«естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

На тему «Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо»

Студента 2(5 лет) курса,

группа заочной формы обучения

Соломатиной Светланы Анатольевны

Старший преподаватель: Бубунец Светлана Олеговна

Коломна 2016

Заключение

Биография и жизненный путь Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем, музыковед, композитор и ботаник. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье. Так как его мать умерла при родах, а отец вынужден был его покинуть, женившись во второй раз, Жан-Жака, оставили под опекой дяди по линии матери. Детские годы он провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение к нотариусу, а в возрасте 13 лет -- к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению.

В 16 лет он решился покинуть Женеву. Далее его обучение продолжилось в Турине в монастырь, где обучали прозелитов. Не получив систематического образования, он с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, имел много профессий. Он работал лекарем в аристократическом доме, домашним наставником в семье Мабли, домашним секретарем у графа Монтегю, французского посланника в Венеции.

Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями-публицистами и философами.

Женившись на служанке парижской гостиницы, он вынужден был содержать её родителей и всю их родню. У него было пятеро детей, которые все были отданы на содержание в воспитательный дом. Руссо оправдывал свой поступок тем, что не имел средств их прокормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает лучше сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.

Получив место секретаря у откупщика Франкёля, Руссо стал домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д"Эпине, её друг Гримм и Дидро. Руссо часто гостил у них, ставил комедии, очаровывал их своими наивными, хотя и разукрашенными фантазией рассказами из своей жизни.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. Мысль, отраженная в работе Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура -- ложь и преступление». За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

Для Руссо наступило десятилетие самой плодотворной деятельности и непрерывного торжества. Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене.

В 1755 году появляется вторая работа Руссо - «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. Затем последовал «Общественный договор» (1762). Руссо доказывал в своих работах, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности.

Руссо нашёл своё призвание: он стал, как удачно было сказано, «Иеремией» современного ему культурного общества. Но его слава была недолгой. С появлением произведения «Эмиль, или О воспитании» Руссо преследуют, и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Одним из средств существования Руссо в это время было переписка нот. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.

Педагогические идеи и взгляд Руссо на воспитание детей

В своих трудах Руссо выражал интересы общества «третьего сословия» французского общества (крестьян, ремесленников, фабрикантов, городской бедноты, купцов и банкиров). Руссо развивал идею естественной свободы и равенства людей, которая основывается на собственном труде каждого. Он считал, что к реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении «Эмиль, или о воспитании». Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка, где естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Жан-Жак считал, что такое воспитание должно происходить на лоне природы и в тесном контакте с ней.

Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Для него основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка.

Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека. Он отрицает авторитаризм в воспитании. Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании. По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами. В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом «естественных последствий» от неправильных поступков.

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он выделил четыре возрастных периода:

Возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка; руссо воспитание педагогический эмиль

Детство или «сон разума» (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;

Отрочество (12-15 г.) - период умственного развития (формирование интеллекта) и трудового воспитания;

Юность (15-18 г.) - период бурь и страстей, время морального и полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании - учить любить людей.

Главная задача первого периода - нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должен как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе.

В период «сна разума» главная задача - развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка. Руссо рекомендует не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ему никаких моральных установок.

Третий период - это получение образования, развития самостоятельного мышления. В этот период происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием. Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать и сообразительности. Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т.д.). Он считает, что предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе.

В период юношества, по мнению Руссо, полноценное нравственное воспитание происходит только в обществе, где юношам и девушкам нужно научиться любить людей и жить среди них. Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи:

Воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений;

Воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.;

Воспитание доброй воли путем совершения добрых дел.

Руссо считал большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка, что существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. Основным принципом в педагогике для него является, что ребенок - это не взрослый, и взрослым не следует обращаться с ним по-взрослому. Ведь человек по натуре добр, а общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», -- утверждал Руссо.

Руссо был против специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. В учебных заведениях своего времени, особенно иезуитских, Руссо видел лишь средоточие нравственного падения и интеллектуальной деградации.

Немало важную роль в нравственном воспитании Руссо отводил женщине. Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, и ей не нужно широкое научное образование. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг - этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни - лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями - и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями», - писал Руссо.

По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди. Познавая предметы, манипулируя с ними, ребенок самостоятельно изобретает и строит свои первые инструменты. Таким образом он лучше усвоит не только их назначение, но и какой-либо механический и физический принцип.

Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков. Он недооценивал систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Ведь те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и несистематические, ненаучные.

Однако, не смотря на это, педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной.

Я согласна с Руссо в одном, что ребенок нуждается в собственном познании мира больше, чем в специальных знаниях. Знать - не значит верить в то, что говорит учитель, это значит - видеть самому и рассуждать.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», как выражение взглядов Руссо на воспитание детей

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо, в котором наиболее ярко отражены его взгляды на воспитание. По мнению Руссо, разумное воспитание - это способ общественного переустройства. В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно - геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., - которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.

«Эмиль» последовал за «Новой Элиозой», на страницах которой Руссо высказал суть тех положений педагогики, которые он развил в «Эмиле». Роман вызвал значительный для того времени отклик у читателей, ее положения стали предметом страстных споров, вошли в моду и оказали влияние на нравы.

В романе действуют два персонажа -- Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей.

Воспитателем ребенка Руссо делает молодого человека, так как, по его мнению, именно он должен стать для ребенка наставником и другом, которого он имеет с рождения. В первой книге рассказывается то, что автор берется за воспитание Эмиля - это идеальный ребенок, также как и автор - идеальный наставник. Эмиль - сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы. Эмиль должен почитать своих родителей, но слушаться - одного наставника. Жан-Жак пишет о том, что он не взялся бы за воспитание слабого ребенка, потому что слабое тело расслабляет душу. Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Он рекомендует: для того чтобы ребенок был здоров, необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением температуры, а чтобы он хорошо развивался, ребенка нельзя пеленать туго, у него должна быть свобода движений.

Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Особенности каждого возрастного периода, выделенных Руссо, раскрываются в первых четырех частях произведения на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля.

Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Воспитанник делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет услышать от него воспитатель. Руссо считал, что воспитанник может считать себя господином, а на деле господин -- воспитатель. «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы», -- утверждал Руссо

На примере взросления Эмиля Жан-Жак Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, а образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Эмиль берет уроки у природы, а не у людей.

На примере того, как Эмиль научился читать, можно увидеть отношение Руссо к самообразованию детей. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы я сам умел читать!», - думает Эмиль. Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых, а затем дело идет быстро и легко, то же -- с письмом. Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

Живя в деревне, Эмиль получает из своих наблюдений понятия о полевых работах. А так как в детстве ребенку свойственно желание создавать, действовать и подражать, у Эмиля появляется желание заняться огородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за всходами. Но однажды, увидев, что все всходы взрыты, он сильно расстроился. А огородник, раньше посеявший на этом месте семена дынь, наставляет его: «Никто не трогает огорода своего соседа, каждый уважает труд другого, чтобы и его собственный был обеспечен». Так идея собственности осваивается мальчиком из личного опыта, а не из отвлеченных наставлений и рассуждений.

«Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», -- указывал Руссо.

Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен, и никто не знает, да и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Во второй главе автор рассказывает о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Описывая отрочество Эмиля, Руссо определяет задачу воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Он не полностью удовлетворяет любопытство Эмиля, когда тот обращается к наставнику с вопросами, и тогда у Эмиля возникает желание самому дополнительно узнавать новое.

Будучи юношей, Эмиль трудиться вместе со своим воспитателем, учится столярному делу, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской и в кузнице. Он трудолюбив, воздержен и терпелив.

Эмиля научили избегать зла и делать добро. Особенно развиты были в нем симпатия к бедным и угнетенным, желание помочь им. Эмиль постепенно и естественно приходит к познанию Божественного начала, к мысли о творце мира.

Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля - Софии. Рассказывая о ней, Руссо выражает свое мнение относительно основной функции женщины. По его мнению, женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. София имеет добрые задатки от рождения, сердце ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, но проницательный, характер уживчивый. Она не красавица, но возле нее мужчины забывают красивых женщин, любит наряды и знает в них толк. У Софии есть природные таланты: она научилась петь, умеет играть на клавикордах, танцевать, может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо вести счета. София религиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она молчалива и почтительна, т.е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю.

Эмиль вступает в пору любви и счастья. И когда он готов обвенчаться с любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему поселиться в сельской местности, так как, по его мнению, только там возможно естественное существование людей с неизвращенным сердцем, там они с женой смогут совершить много благодеяний для поселян. Так заканчивается роман, в котором автор, изобличая пороки современного общества, показал тот путь, который способен преобразить жизнь целых государств, -- это воспитание нового Человека.

Заключение

Руссо определил совершенно новую систему воспитания, так как он никогда и ни в чем не был подражателем. Он всегда оставался оригинальным в поэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира и мышлении. Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина. Пытаясь выявить внутренние закономерности развития ребенка, Руссо при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства, хотя и выделил четыре, по его мнению, этапа становления личности ребенка.

Он утверждал, что в первоначальном, или «естественном состоянии», люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, и как следствие - к порче нравов. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной и станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. Руссо стремился найти пути восстановления утраченного равенства; но в силу объективных причин, будучи не в состоянии вскрыть законы общественного развития, он возлагал все надежды на просвещение и воспитание.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», -- так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин.

Используемая литература и источники

1. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 336 с. (Пед. б-ка).

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Руссо,_Жан-Жак.

3. электронная онлайн библиотека http://banauka.ru/4439.html - История педагогики: курс лекций «Педагогические идеи Жан-Жака Руссо».

4. http://studopedia.ru/3_163122_pedagogicheskie-vzglyadi-russo.html - статья «Педагогические взгляды Руссо».

5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-176624.html - образовательный материал «Вклад в педагогику и оценка деятельности».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Руссо как самый знаменитый писатель Франции в XVIII в. Методы школьного обучения в XIX в. по А. Дистервегу. Педагогический путь Руссо. Роман-трактат "Эмиль, или О воспитании" как основное педагогическое сочинение Руссо. Природа как источник воспитания.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Изучение жизненного пути Ж.-Ж. Руссо, его теории естественного воспитания. Описания возрастной периодизации развития детей, особых форм воспитания и обучения. Анализ взглядов автора на психическую природу ребенка в произведении "Эмиль или о Воспитании".

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Особенности педагогических взглядов и теории свободного воспитания Жан-Жака Руссо, которая заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Сущность идеи свободного воспитания, ее основные положения и история развития, вклад ее великих представителей - Ж.Ж. Руссо, Толстого. Положение во Франции в середине XVIII, его влияние на развитие педагогической теории Руссо, отличия от идей Толстого.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2010

    Психологические взгляды и руководящие идеи педагогической системы Ж.-Ж. Руссо. Обстановка воспитания Эмиля. Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности. Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Сущность и становление идеи свободного воспитания в сравнительной педагогике, ее связь с историческими событиями социума. Факторы, определяющие ее развитие. Анализ теорий основных ее представителей: Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста, его философско-педагогические взгляды. Идеи развития личности в трудах Коменского, Монтеня. Теория соответствия воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка по Руссо.

    реферат , добавлен 12.12.2016

    Александр Нил (Нейлл) - "последний классик" свободного воспитания. Мыслители Древней Греции о воспитании. Гуманистические идеалы Возрождения, основные идеи новой педагогики. Эпоха Просвещения, всесилие воспитания. Ж.-Ж. Руссо, "естественная природа".

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Сущность понятия "воспитание". Воспитание как естественный путь развития ребенка в теории, выдвинутой Ж.-Ж. Руссо. Демократические преобразования в обществе и возникновение гуманистической модели образования. Формирование нравственной самостоятельности.

    статья , добавлен 14.06.2013

    Влияние на Песталоцци произведения Руссо "Эмиль, или О воспитании". Негатив в практике индустриальных школ. Социально-педагогическая утопия устремлений Песталоцци. "Учреждения для бедных" в Нейгофе, детский приют в Станце, школы для бедных детей в Клинди.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: