Жизнь во христе поклонюсь храму святому твоему. «Поклонюсь Храму святому Твоему

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мень.

Александр Мень
Род деятельности:

Священник Русской православной церкви, богослов и проповедник

Дата рождения:
Место рождения:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР СССР

Дата смерти:
Место смерти:

Семхоз, Московская область, СССР

Александр Мень на Викискладе

Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935, Москва - 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) - протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, по основам христианского вероучения, православному богослужению. Публиковался в Брюсселе; на родине издавался с 1990 года: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1-6, 1970-1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др. Известен своими экуменическими и либерально-модернистскими воззрениями. Убит. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными.

Биография

Могила протоиерея Александра Меня у Сретенской церкви в Новой Деревне с надписью «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Родился в Москве и наречён именем Альберт (в миру - Альберт, в священстве Александр). Отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Григорьевич) Мень родился в 1902 году, в Киеве, в детстве учился в религиозной еврейской школе, «помнил иврит, …читал наизусть пророков», но «был … человеком нерелигиозным», «окончил два вуза, работал главным инженером текстильной фабрики» в Орехово-Зуеве.

Предки по материнской линии («очевидно, из Польши, если судить по фамилии Василевские…») при Александре I жили уже в России. Бабушка, Цецилия Василевская, и дед, одессит Семён (Соломон) Ильич Цуперфейн, познакомились в Швейцарии, во время обучения на химическом факультете Бернского университета. Там же, в Берне, в 1908 году у них родилась дочь Елена (мать о. Александра). Окончив университет, Соломон и Цецилия с дочерью жили в Париже. В 1914 году, во время приезда в Россию, Семёна Ильича мобилизовали, а семья поселилась в Харькове. Елена Семёновна Мень (в девичестве Цуперфейн) с юности тянулась к христианству. Изучала в Харьковской частной гимназии православное вероучение. Старшеклассницей она уехала в Москву, к своей бабушке Анне Осиповне Василевской; в 1934 году вышла замуж за Владимира Григорьевича Меня.

В возрасте шести месяцев Александр был тайно крещён вместе с матерью в Сергиевом Посаде священником Катакомбной церкви отцом Серафимом (Батюковым).

Когда мальчику было 6 лет, НКВД арестовал его отца, который более года провел под стражей, а затем до конца войны был вынужден работать на Урале.

Учился Мень в московской школе № 1060 в Стремянном переулке.

В 1953 году поступил в Московский пушно-меховой институт в Балашихе, который в 1955 году был переведён в Иркутск. В марте 1958 года был отчислен за религиозные убеждения.

Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположён в диакона, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - в священника. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.

Служил в ряде подмосковных приходов. В 1989-1990 годах был настоятелем Сретенской церкви в Новой Деревне (микрорайоне города Пушкино). Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и энергия, направленная на понимание каждого собеседника выдвинуло Меня в число ведущих христианских проповедников.

Творчество

Главный труд отца Александра - «История религии» в семи томах, состоящая из серии «В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель, 1970-1983; 2 изд. - М., 1991-1992) и книги об Иисусе «Сын Человеческий», (Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991, т.7); в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.

Отец Александр - также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель, 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель, 1969), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь, 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель, 1981), Библиологического словаря (ок. 1840 терминов (среди которых большое число перенаправлений), Москва, 2002) и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.

Отец Александр Мень - один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов, (псевдонимы даны зарубежными издателями без согласования с автором). Мень был духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 1970-х и 80-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.

С середины 1980-х годов отец Александр Мень - один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии» . Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.

Убийство

Крест на месте убийства в Семхозе

Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Был убит утром 9 сентября 1990 года. Он торопился в церковь: надо было успеть к литургии. Предположительно произошло следующее: к нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил другой человек и с силой ударил его сзади топором (по другой версии - сапёрной лопаткой). Обливаясь кровью, священник направился к станции. По пути женщина спросила: «Кто вас, отец Александр?». «Да нет, никто, я сам!» - ответил он. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому, дошёл до калитки и упал.

Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, убийство осталось нераскрытым.

Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин:

Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. Министр внутренних дел Баранников обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств. И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в Афганистане я услышал, что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми.

На месте гибели священника в мкр. Семхоз (ныне в черте города Сергиев Посад) воздвигнут храм в честь преподобного Сергия Радонежского, в котором регулярно совершается Божественная Литургия. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ежегодно проходит научно-богословская конференция «Меневские чтения».

Воззрения

Следующие цитаты выражают экуменические идеи отца Александра Меня.

«Истоки религий», глава 4 («Человек перед Богом»):

Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями.

«История религий», том 3, глава 5 («Загадка высшего „Я“»):

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает всё мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время - неизречённая Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

«Письма духовной дочери Александре Орловой-Модель»:

Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» - не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник - культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь - значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

Отзывы о деятельности и трудах протоиерея Александра Меня

История религии

Позитивные оценки

Многие православные люди позитивно оценивают деятельность и труды отца Александра Меня. Так, по мнению Патриарха Алексия II,

Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое чёрное дело в момент, когда он мог бы ещё так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчёркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19).

Митрополит Антоний Сурожский, спустя много лет после смерти отца Александра говорил о нём очень эмоционально:

Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих - знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нём видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!»

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день 20-й годовщины трагической гибели отца Александра Меня, совершив заупокойную Литургию и литию по убиенному, высоко оценил его пастырскую и просветительскую деятельность:

Очень многое, что делал с точки зрения того времени необычного о. Александр, ибо не все было дозволено тогда, сейчас совершается на каждом приходе. И люди как-то забывают о ценности той свободы, которую имеет Церковь сейчас. Но тогда это было подвигом, мужеством – не только ревностное пастырское служение, но и жертвенное просветительское служение. Мы можем свидетельствовать, что семя, посеянное о. Александром, упало на добрую почву.

По мнению архиепископа Михаила (Мудьюгина),

Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, ему от Бога дарованные, отец Александр поставил на службу проповеди. Проповедовал он неустанно. Проповедовал всегда принципиально, притом на языке, доступном для современников… Это был человек необыкновенной одухотворённости, который вёл подвижническую жизнь и закончил её мученически. Но на крови мучеников, как известно с древних времён, прорастают семена христианского благовестия, растёт и укрепляется Церковь Христова… Отец Александр был поистине пророком нового времени и предвестником евангелизации всего служения Православной Церкви, евангелизации, которая соответствует назревшим потребностям и чаяниям православного народа.

Священник Георгий Чистяков считал, что:

Отец Александр относился к числу людей, которые не боятся. Он не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, хотя это было запрещено строжайшим образом, не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически открыто нарушая советское законодательство. Не боялся языка своей эпохи и в отличие от практически всех своих собратьев умел (подобно апостолу Павлу) говорить с «язычниками» о Христе на языке этих язычников. Не боялся синтезировать опыт своих предшественников, очень разных и порою взаимоисключающих друг друга, и это у него получалось удивительно хорошо, ибо делал он это не на уровне человека, но на уровне любви Божьей. Не боялся нового.

Протодиакон Андрей Кураев, говоря об отце Александре, подчёркивает исторический контекст, в котором тому пришлось жить и на вызовы которого пришлось отвечать:

Как проповедник отец Александр сложился в 60-е годы. Это были годы “торжествующего” атеизма, годы эйфории, связанной с успехами НТР, годы космических полётов и позитивистской самоуверенности. Даже те, кто не считал себя коммунистами, искренне видели в религии всего лишь недоразумение. И задача проповедника в атеистической стране была понятна: посмотрите, это лишь в наше время и в нашей стране верующие люди запуганное меньшинство. Но в иных странах и в иные времена всё было иначе. Вся мировая культура создана верующими людьми. Если уж кто и обеспечивал нравственный прогресс народов, так это были религии. Неправда, что религия есть мрак: добро есть в любой религии и, между прочим, в христианстве. Надо было во что бы то ни стало показать, что те лучшие ценности, что есть в подсоветско-светской культуре, не чужды христианству и разделяются им. Достоинство личности, творчество, свобода, дерзновение - всё это есть и в христианстве и по большому счёту только там и может быть логически обосновано.

Критика

В то же время представители консервативных кругов Русской православной церкви утверждают, что некоторые высказывания отца Александра Меня противоречат основам православного учения; критике подвергались его экуменические взгляды. Его также обвиняли в симпатиях к католицизму. Известный православный богослов профессор МДА А. И. Осипов и протодиакон-миссионер Андрей Кураев не рекомендовали книги протоиерея Александра Меня для знакомства с православием.

Протодиакон Андрей Кураев о католицизме Александра Меня и отношении к этому католицизму православного человека (из статьи «Александр Мень: потерявшийся миссионер»):

То обстоятельство, что писатель Александр Мень является униатом, никак не означает, что его книги надо изъять из библиотеки православного человека. В книжном собрании любого богослова, студента, семинариста есть немало христианской литературы, написанной неправославными авторами. Эти книги читаются, ценятся, используются. Но всегда удобнее заранее знать, каких конфессиональных взглядов придерживается писатель. Это позволит легче отделять сообщаемые им факты или бесспорно христианские суждения от того, что вызвано к жизни конфессиональной пристрастностью. Можно дать человеку почитать книгу католического богослова, но при этом лучше заранее предупредить его, что автор этой замечательной книги католик, и что поэтому с некоторыми его суждениями о месте папы не стоит безоглядно соглашаться. Читая книги о. Александра, просто имейте в виду, что читаете прокатолические книги. Католические не значит плохие и не всегда значит еретические. Просто если Вам захочется составить себе представление о православии в той его глубине, что отличает его от католичества, надо искать другие книги.

Кураев также высказался о наследии Александра Меня в свете сегодняшнего дня:

Такова судьба миссионера: тот, кто говорит на языке современной ему культуры, оказывается слишком устаревшим, когда эта культура уходит. Сегодня мы живём в ином мире. На смену торжествующему атеизму пришел торжествующий оккультизм. <…> Все играют в бисер со словечками типа «карма», «гороскоп», «астрал», «космический луч». Чуть не все религии мира пришли в наш дом и дружным хором объявили христианство «устаревшим». И тут оказалась необходимой совсем иная интонация, не та, что была в книгах отца Александра Меня. Когда островкам христианства грозит быть проглоченными оккультной стихией, то уже не до поиска «общего». Время проводить границы, разделительные межи. Время конфликтовать. Христос не только Тот, Кого «ожидают все народы». Он ещё и Тот, Кого отвергли жрецы всех народных религий. Он для иудеев скандал (σκανδαλον) и для эллинов безумие.

В «Открытом письме священнику Александру Меню», написанном митрополитом Антонием (Мельниковым) (впрочем, письмо было не подписано, поэтому существуют сомнения в авторстве митрополита Антония), он в частности пишет: «Вы не новичок в церкви, отец Александр <…> Значит, когда Вы объединяете в своём толковании Единого Бога христиан и Древнего Израиля с „богом“ современного иудаизма диаволом, Вы делаете это умышленно, заведомо смешивая свет с тьмою».

Священник-миссионер Даниил Сысоев считал Александра Меня еретиком, перечисляя 9 основных воззрений Меня, несовместимых с православием:

  1. Манихейство. - Учение о соучастии сатаны в творении мира, результатом чего была якобы происходившая эволюция.
  2. Учение о человеке как преображённой обезьяне. Противоречит определению V Вселенского Собора против Оригена (там было провозглашено, что душа и тело появились одновременно. В отношении учения Меня, его мнение было осуждено Синодом Московской Патриархии от 7.12.1935 г. по делу прот. С. Булгакова)
  3. Отвержение богодухновенности Священного Писания (см. анафемы недели Православия).
  4. Отвержение первородного греха и постулирование независимости смерти от человеческого греха (см. 124 прав. Карфагенского Собора)
  5. Отвержение существования личного Адама и введение каббалистического учения об Адаме Кадмоне.
  6. Отвержения авторства почти всех ветхозаветных книг (см. анафемы против Феодора Мопсуэстийского V Вселенского Собора).
  7. В учении о Церкви - принятие теории ветвей (осуждена Юбилейным Собором 2000 г.).
  8. Синкретизм, <…> осуждённый (вместе с теософией) на Соборе 1994 г.
  9. Поощрение магии и экстрасенсорики (в лекции к учащимся в школе экстрасенсов) влечёт за собой 25 лет отлучения от Причастия. И почти единственная из вин, обрушивающая на священника сразу два наказания - лишение сана и отлучение. (Правила VI Вселенского собора, Василия Великого, Григория Нисского и т. д.)

Http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=318161 (http://www.webcitation.org/6X4IKyLNU)

Кандидат геолого-минералогических наук протоиерей Константин Буфеев критиковал Александра Меня, считая его воззрения подменой православного вероучения еретическими эволюционистскими представлениями.

Аналогичные обвинения в адрес о. Александра звучат и со стороны католиков-традиционалистов.

Издания Александра Меня

    История религии. Выходные данные и аннотация 1 тома

Семья

  • Отец - Владимир Григорьевич (Вольф Герш-Лейбович) Мень (1902 -)
  • Мать - Елена Семёновна (Соломоновна) Мень (в девичестве Цуперфейн; 1908 - 15 января 1979)
  • Жена - Наталия Григоренко (родом из городка Кобеляки Полтавской области, Украина)
    • Дочь - Елена Мень (род. 1957) - иконописица
    • Сын - Михаил Мень (род. 1960) - российский политик, губернатор Ивановской области (2005-2013), министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с 1 ноября 2013 года.
  • Двоюродная сестра матери - Вера Яковлевна Василевская (1902-1975), педагог-дефектолог, мемуарист.

Имени Александра Меня

  • Фонд протоиерея Александра Меня
  • Премия имени Александра Меня

Фильмография

  • 1968 - «Любить…» (документальный) - режиссёр Михаил Калик;
  • 1990 - «Бердяев» (документальный) - режиссёр Леонид Партигул, оператор Владимир Голощапов (Свердловская киностудия);
  • 2007 - «Сын человеческий» (по одноимённой книге протоиерея о. Александра Меня) - режиссёр Б. Г. Дворкин.
Фильмы об о. А. Мене
  • 1998 - «Намедни. 1990» (эпизод);
  • 2005 - «Убийство Александра Меня» - фильм Алексея Пивоварова (НТВ) из серии «Дело темное».

В последние годы существования СССР имя Александра Меня было на слуху у даже людей, далеких от религии. Он был духовным наставником многих диссидентов советской эпохи, а его самого обвиняли в ереси. Трагическая гибель о. Александра до сих пор остается загадкой.


Родители одного из наиболее известных современных православных богословов были воспитаны в традициях иудаизма. Его отец, Владимир Георгиевич (Вольф Герш-Лейбович), родился в Киеве и получил начальное религиозное образование, однако всю последующую жизнь был далек от религии. Он окончил два высших учебных заведения и одно время был главным инженером Орехово-Зуевской ткацкой фабрики. Мать Александра Меня, Елена Семеновна Цуперфейн, происходила из интеллигентной семьи, родилась в Берне и в детстве долго жила за границей. Однако, еще будучи ученицей гимназии, она проявляла интерес к православию и даже посещала уроки Закона Божьего. Александр Мень появился на свет в Москве, 22 января 1935 года. Когда мальчику исполнилось полгода, мать вместе с ним приняла крещение в Истинно-Православной (Катакомбной) церкви, не признавшей главенства Московского патриархата и находившейся на нелегальном положении. Елена Мень неукоснительно выполняла православные обряды, хотя в те времена это могло привести к печальным последствиям. Впрочем, избежать репрессий семье не удалось – в 1941 году Вольф Мень был арестован, а затем отправлен работать на Урал.

Возможности получить высшее образование для сына репрессированного были не слишком высоки. Александр посещал детский биологический кружок, а затем поступил на охотоведческий факультет Московского пушно-мехового института. Там он познакомился со студенткой товароведческого факультета Натальей Григоренко, которая впоследствии стала его женой и надежной помощницей во всех делах. По воспоминаниям Натальи Федоровны, Алик Мень и внешне, и по поведению очень отличался от всех студентов. Он носил сапоги, галифе и широкополую шляпу, отрастил густую черную бороду, а в неизмененной сумке через плечо всегда лежала Библия (о чем знали немногие). Семья Григоренко не была религиозной, (хотя мать девушки пела в церковном хоре, за что не раз попадала в неприятности), однако воззрения Александра и его планы стать священником были ими восприняты с пониманием. В 1956 году состоялась свадьба, а в 1958 году, за несколько месяцев до выпуска, Александра исключили из института за религиозные убеждения.



После исключения Мень был рукоположен в диаконы и поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии. После окончания он служил священником в подмосковных храмах, затем поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии, которое окончил в 1965 году. Несмотря на негативное отношение к верующим в те годы, семья Александра, которая проживала в подмосковном поселке Семхоз, была открыта для общения с людьми, терпима к другим взглядам и конфессиям. Вне храма они носили обычную одежду, а Наталья Федоровна - даже вызывающий для того времени брючный костюм. В доме Меня часто бывали видные представители интеллигенции, и многие их них под влиянием отца Александра приняли крещение. В 1969 году Александр Мень защитил кандидатскую диссертацию по исследованию монотеизма в дохристианских верованиях.


Мировоззрение отца Александра складывалось под влиянием таких авторитетов православной мысли, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О.П. Флоренский и других. Он глубоко изучал и труды католических богословов, особенно ценил Пьера Тейяра де Шардена. Еще со времен обучения в духовной семинарии Александр Мень публиковался в "Журнале Московской Патриархии", принимал участие в переводе и подготовке к изданию трудов Франциска Сальского. Однако первые литературные труды Меня появлялись на свет в традициях популярного в те времена самиздата, а впоследствии печатались за рубежом. В 1969 году вышла в свет первая книга отца Александра "Сын Человеческий", в которой рассматривалась история становления единобожия в дохристианских культах. В 1970 году начал издаваться его фундаментальный труд – семитомная "История религии". Среди других трудов Александра Меня – "Библиологический словарь", "Исагогика", толкование Апокалипсиса и другие труды. Многие из них вызвали острую критику видных деятелей православной церкви. Особенно большое осуждение вызвали воззрения Александра Меня на общность истоков христианства, мусульманства и иудаизма, его отношение к идеям экуменизма, теории эволюции и многому другому. Отца Александра напрямую обвиняли в ереси, заигрывании с оккультизмом, католическом прозелитизме и даже перечисляли основания для его отлучения от церкви. Схожие обвинения звучали в адрес Меня и со стороны католической церкви.

В начале восьмидесятых годов Александр Мень получил возможность открыто публиковать свои труды и выступать перед широкой аудиторией. Он принял участие в создании журнала "Мир Библии", основал Общедоступный Православный университет и Российское библейское общество, благотворительный фонд "Группа милосердия" при детской клинической больнице, выступал в студенческих клубах и даже в обществе экстрасенсов, навлекая на себя очередные волны критики. Трудно сказать, от кого исходили угрозы, которые священник начал регулярно получать. Однако 9 сентября 1990 года, по пути из своего дома на утреннюю службу, отец Александр подвергся нападению двух неизвестных, один из которых нанес ему смертельные раны. Для расследования дела была создана специальная группа, которую возглавил наиболее авторитетный генерал-лейтенант Панин, однако до сегодняшнего дня оно остается нераскрытым. Наталья Федоровна Мень-Григоренко в настоящее время является старостой одного из подмосковных храмов и основательницей благотворительного фонда имени Александра Меня. Дочь отца Александра, Елена, занимается иконописью, его сын Михаил является видным политиком, в настоящее время занимает пост министра строительства и ЖКХ РФ.


Просмотры: 3 688

В этой рубрике рассказывалось о разных личностях. И всегда хочется затронуть историю не похожую на предыдущую, и чтобы она была ближе к нашему времени. Так зародилась идея узнать биографию Александра Меня. Для меня каждая история открытие. Углубляешься в разные источники и всегда хочется понять человека, о чем думал, что было мотивом сердца. Так Александр Мень первоначально стал для меня глубоко мыслящим православным священником, но позже, грамотным, образованным и мудрым проповедником истины, слова которого и сейчас заставляют задуматься над Божьей мудростью и взглянуть на привычные слова, с другой стороны.

Три основных вопроса помогут выделить основные взгляды Александра Меня:

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония.

Семья Александра Меня

Жизненная история будущего священника Александра Меня началась 22 января 1935 года в Москве в еврейской семье. Отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Георгиевич) Мень учился в еврейской школе и мог читать древние писания на иврите, но не был религиозен. Работал инженером в Орехово-Зуеве. Мама Елена Семёновна Мень (в девичестве Цуперфейн) родилась в Берне, с детства она тянулась к христианству, изучала православье в частной гимназии Харькова.

Александр был любимым сыном, которого окружали заботой с первых дней как мама, так и тетя Вера Яковлевна. Мама воспитывала сына на духовном основании. Она с ранних лет знала, что страх Божий это боязнь огорчить Бога. В те времена было закрыто больше 95 % церквей. Церковь ставала тайной, катакомбной. Но в 6 лет Александр был тайно крещен сам и его мать священником Катакомбной церкви отцом Серафимом, он же и стал первым духовным наставником молодого Александра. Еще ребенком Александр Мень впитывал в себя учение и относился очень богобоязненно к исповеди у отца Серафима. «Я чувствовал себя с дедушкой так, как будто я был на небе у Бога, и в то же время он говорил со мной так просто, как мы между собой разговариваем» – так Мень говорил о беседах с духовным наставником. В это время НКВД арестовали его отца Владимира Георгиевича по ложным обвинениям и после года заключения выслали на Урал, где он и работал до конца своих дней.

Интересы Александра Меня

Когда Александру было 7 лет началась Великая Отечественная война. Это было тяжелое время, семье приходилось много переезжать с места на место чтобы защитится. В то время семья жила в коммунальной квартире и уже здесь Александр проявлял свою индивидуальность. Он вел себя иначе, не так как другие дети, ложился сам спасть в 9 вечера чтобы утром проснутся пораньше и прочитать отобранную книгу. Удивительно, но в 6 лет он написал свою первую книгу, которая уместилась на нескольких тетрадках с собственными иллюстрациями. Александр Мень старательно излагал на страницах своей первой книги личное понимание Евангелия, не свойственное его возрасту. Он старался донести суть простыми словами сверстникам, которые возможно ничего не знали о Христе.

Учеба Александра Меня

После прочтения Библии в 12 лет Александр Мень принял решение стать священником. Произошла его личная встреча со Христом, все прежние планы трудится в науке забылись. Его благословила наставница, матушка Мария. После чего Александр направился к духовную семинарию, где получил отказ так как не был совершеннолетним. Это не остановила Меня, он продолжал сам заниматься своим развитием. В 13 лет прочитал Канта, а в 15 лет прочел книгу Владимира Соловьева (одного из первых русских религиозных мыслителей) найденную на барахолке. Соловьев открыл новый взгляд, он указывал, что в центре всего динамизм, который соединяет природу человека и Бога. Заходя к профессору-химику Николаю Пестову, Александр увидел фото Терезы из Лизье, Пестов узнал католичество и общался с баптистами, так он познакомил Меня с западным христианством. Чтобы понять Библию лучше, Александр Мень изучал Древний Восток. В это время уже сам читал и пел в хоре церкви.

Со школьным временем у Александра Меня были связаны не совсем приятные воспоминания. Он был активным участником в жизни класса (создание стенгазет, проявлял интерес к поэзии, музыке и живописи (даже рисовал иконы)). Он учился вместе с будущими знаменитостями: поэтом Андреем Вознесенским, режиссером Андреем Тарковским, Александром Борисовым, который в последствии общаясь с Менем принял духовный сан.

Уже во времена войны Сталин поменял отношение к церкви, было разрешено проводить служения, в Москве восстановили духовную академию и семинарию. Православную церковь держали в определенных рамках, но возрождение духовности началось. Многие могли слышать проповеди. Прихожане отцов Мечевых собирались на квартире, чтобы послушать лекции по культуре и религии и вместе читать Новый Завет. Алик, как называли Александра Меня, присутствовал на таких встречах и обогащался как интеллектуально, так и впитывал пример единства и стойкости верующих. Александр, принял слова свой тети за правило: то что не успел в детстве – не наверстать. Она учила его, что нельзя откладывать, а нужно ставить серьезные задачи и стараться решить их как можно раньше.

Студенческие годы Александра Меня

Из-за своей национальности Меню сложно было поступить в университет. В 1953 г. он поступает в пушно-меховой институт в Балашихе. Александр в свою очередь самостоятельно изучает программу духовной семинарии. В институте Александр выбрал себе как духовного идеала отца Николая Голубцова. Тот был демократичным и общительным, умеющим вести беседу с неверующими. С переводом института в Иркутск, Александр Мень тоже переезжает в Сибирь. Он планирует поступление в духовную семинарию и прислуживает в архиерейском соборе. Друзья Александра понимающе воспринимали взгляды Меня. Александр смог через дружбу, общение и активное участие в жизни группы донести свои христианские взгляды за три года до всех и студенты это воспринимали нормально.

Студенческое время не было легким. Проживал Александр Мень с Глебом Якуниным в очень маленькой квартире. В дальнейшем Глеб стал борцом за религиозную свободу. В 1956 г. Александр нашел себе спутницу жизни в институте – студентку Григоренко Наталью, с которой и прожил всю жизнь, ощущая поддержку в сложные дни.

Уже начиналась десталинизация при правлении Хрущева, миллионы человек были освобождены с ГУЛАГа, цензура перестала быть жёсткой. Но для церкви оттепель не была долгой, в 1958 г. По заявлению Хрущева через 20 лет религии уже не должно быть. Коммунистическая партия поставила в управление церковью своих сотрудников, а священников обязывала только вести служение.

Позиция веры была изначально непоколебимой у Александра Меня. Ему было необходимо дать ответ при сдаче экзамена по марксизму-ленинизму, на вопрос: «вы верующий?». Александр дал утвердительный ответ. Экзаменатор, сказал, что Мень не может быть допущен до сдачи и не смотря на знание материала, даже не стал слушать, поставил «неудовлетворительно» и за это Меня исключили из института. Такой поворот событий стал неожиданностью, так как Мень собирался проработать еще несколько лет до принятия сана, но принял вызов.

Начало служения Александра Меня

Спустя месяц, 1 июня 1958 г. Александра Меня рукоположил о. Николай Голубцов в диаконы и направил на станцию Одинцово под Москвой. Там он, жена и годовалая дочь поселились в ветхом доме и жили на незначительные деньги. Население не было религиозным в той местности, еще сохранился страх, настоятелем церкви вообще был бухгалтер. Мень здесь вел серию бесед о жизни Христа, а сам заочно учился в Ленинградской духовной семинарии. Через год стал священником и был переведен в Алабино под Москвой, сначала стал вторым священником и через год стал настоятелем храма. В семье Меня уже появился сын. Семья жила не в лучших условиях, храм был в очень плачевном состоянии, живопись требовала реставрации. И в этой ситуации Мень сделал невозможное, используя свое умение договариваться – он получил согласие исполкома на восстановление церкви, хотя государство все еще плохо относилось к религии.

Александр Мень стал широко известен, приезжали послушать его субботние беседы не только с Москвы, но даже из-за границы. Он объяснял символ веры, смысл главных молитв и литургии. Это привело к тому что его стали записывать на пленку, а рукописи его проповедей передавали из рук в руки. Мень приобрел популярность, к нему тянулось все больше и больше людей, часть из них оставались друзьями на всю жизнь. Был организован кружок активных христиан – молодых священников Москвы. Их желание было чтобы церковь обновилась. Собираясь, группа занималась самообучением в богословской сфере и пытались решить проблемы, которые существовали в служении. Так произошло что два участника кружка написали письма в 1965 г. патриарху Алексею I и председателю Президиума Верховного Совета СССР чем навлекли на Александра Меня недовольство правительства, потому, что авторство писем приписали Меню. В письмах говорилось о вмешательстве государства в дела церкви. Это вызвало отклик у многих и даже за границей. Сам Мень видел свою задачу в другом отвечать на духовные запросы, которые есть в обществе.

Интересно, что Мень даже когда имел известность и его узнавали в общественных местах, не переставал учиться. Он имел опыт и фундаментальные знания, умел привлечь и удерживать внимание слушателей, и все же создавал планы проповедей.

Противостояние власти

В 1964г. Александру Меню, Уполномоченный Совет по делам Православной церкви приказал оставить Алабино, где он жил. Мень переехал сначала в Тарасовку и позже поменялся и переселился в Семхоз. Жил он просто, но всегда принимал в своем доме всех желающих, и все говорили, что в доме всегда ощущались мир и покой. Думаю, это и есть присутствие Божьей любви. Мень старался не вступать в конфронтацию и вести свое служение скромно, а ему порядка 20 лет не пересматривали условия оплаты. Для Александра Меня было важно общаться с молодежью, которая оставляла иллюзии относительно коммунистической власти и направлять их ко Христу, отвечать на вопросы. Это все не нравилось настоятелю, и он донес в КГБ на Меня. Александр хотел перевестись, но прихожане не отпускали его еще год.

Взгляды Александра Меня

Кажется, вся жизнь Александра Меня пропитана целью служить Богу, а в этом и есть любовь к людям, не по форме, а от всего сердца. Сам Мень трудился и руками, дома он выполнял физическую работу, обрабатывал огород. Он не разделял обязанности в семье на мужские и женские, если жены Натальи Федоровны не было дома, сам готовил еду для гостей, смеясь, напевая и читая стихи. В его доме было просто и царил безукоризненный порядок. В деревне каждый знал Меня, он заходил в дома, причащал, соборовал, освящал дома. Он имел небольшой дом возле церкви, где на диване можно было поспать, там же принять крещение, втайне, иначе могли быть неприятности. Он служил не только интеллигентам, но и простым людям. Его уважали и верили в силу его молитвы. То, что Мень старался помочь каждому и не взять ни рубля уже говорит о принципах и большой любви к людям. Мень помогал всем, кто просил. Он выезжал, к тем, кто боялся ехать к ему. Он помогал как духовно, морально и даже материально, сам незаметно оставлял деньги хозяевам. Помогал просто услугой, найти врача, свести нужных людей, или советом мужу и жене. Находил нужные подарочки в своем набитом портфеле. В его кабинет приходили разуверившиеся люди, неверующие и мы даже не знаем сколько там обрели веру, надежду, смысл жизни.

Он сравнивал церковь с врачом и сам исполнял эту роль, выслушивал, ободрял, вселял надежду, лечил любовью. Много было свидетельств о силе его молитвы (исцеление в том числе). Все друзья знали об этой силе. Уже в 70х годах были десятки групп и от них еще десятки ответвлений, которые собирались для общения. Он общался со многими учеными, писателями, художниками и только Бог знает сколько из них обратились к вере. Александр всегда оставался скромным, назывался просто сельским священником и оценивал свой труд небольшим по сравнению с глобальными задачами.

Он не призывал уйти из мира, но призывал дальше трудиться, ценил искусство и считал, что в нем проявляется Бог. Он говорил, что традиция не должна быть самоцелью. Он не разделял христианскую церковь на конфессии, придерживался слов владыки Платона, что наши земные перегородки до Бога не доходят. Он встречался с католиками, были у него обращенные евреи и всегда основной целью было обретение веры, не навязывание, а самостоятельное решение человека.

Личность Александра Меня

Александр Мень действительно обладал способностью находить общий язык со всеми и это были не только верующие, но даже работники исполкомов, которые были атеистами. Когда просили отпеть кого-то на дому Александр находил выход и при запрете власти просил справку из исполкома. Ему предоставляли. Родной брат Павел говорил, что со временем у него собралось около 200 таких бумаг и никто не мог обвинить Александра в нарушении закона.

Что же притягивало в личности Александра Меня? Отмечали, что это энергия, трудолюбие и жизнелюбие и мудрость, другими словами, нешаблонный взгляд на вещи. Он имел баланс между своими трудами и семьей. Дети говорили, что он общался всегда с ними как с взрослыми, но не подавлял своим авторитетом, не навязывал мнение, но рассказывал о ситуации в стране, подводил к выводам, наглядно указывая на примеры, тонко подмечая грани.

Люди больше стали искать Бога, много приходило в церковь, и это не были только пожилые, но много молодых людей. Возрос интерес к заменителям религии, а именно к йоге, парапсихологии, астрологии. Тому, что касается сверхъестественного, но не является Истиной.

Преследования христиан было вплоть до 1987. И тут же происходило то, что христиане разных конфессий объединялись для общей молитвы.

Удивляет, что Александр Мень был настолько открыт к новым методам, он стал первым, кто вышел на телевидение с проповедью Евангелия . Его основным мотивом было донести истину большему количеству людей, поделится тем, что знал сам. Он притягивал молодежь. Однажды, перед съемкой передачи, ему запретили говорить слово Бог, но и здесь Александр Мень нашел выход, он соблюл требование, но внимание слушателей было приковано к нему и Истине. Он влиял на людей.

Труды Александра Меня

Во времена Советского Союза власть не могла допустить каких-либо учений кроме идеологии партии и соответственно начались нападки на Меня. Его обвиняли в поддержке Запада, а тут еще и книга Меня «Сын Человеческий» была издана за границей. Еще Мень успел осуществить идею – написать в нескольких томах историю Религии «В поисках Пути, Истины и Жизни». В 1970-е годы в Брюсселе было опубликовано 5 томов этой серии. Александр Мень закончил путеводитель – «Как читать Библию» – 1981 г. издания. Он закончил работу, как по мне, над колоссальным трудом – семитомным словарем по библиологии. Для детей он создал альбом с иллюстрациями «Откуда появилось все это?» и все напечатано было в Италии. При жизни автора ничего не было опубликовано в Советском Союзе. Ценность его работ подчеркивает еще то, что Мень ни разу не взял гонорар за свои работы. Это говорит о многом, о сердце, о мотиве, о смысле жизни. То есть его труды стали просто подарком для всех.

Новые выступления Александра Меня

Александру Меню приходилось трудно. На него началась травля, его обыскивали, вызывали в органы и начались нападки в прессе. Он чуть не угодил в тюрьму в 1990г. и только слово митрополита остановило процесс. Во времена перестройки отношение государства к религии изменилось в 1988 году. Мень выступил во Дворце культуры Московского института перед преподавателями и студентами. Его стали чаще показывать на телевидении. Он выступил в одной из московских школ №67, о чем написали в известной газете «Известия» и с того времени приглашения к нему посыпались одно за одним, он бывал перед разными публиками в том числе и перед воинствующими атеистами. Он за последний год написал больше 30 статей в прессе. После выступления в школе он за год прочитал порядка 200 лекций. Он участвовал в диспутах с пропагандистами атеизма, но они не могли ему достойно ответить.

То, что жизнь у Александра Меня был очень насыщенна это ничего не сказать. Родные волновались и просили взять отдых, но он говорил, что времени мало и старался многое успеть. Александр Мень в один день мог провести службу и еще провести лекции в разных районах Москвы, добирался электричками. Он хотел посеять слово истины, понимая, что многие не примут, но ставил целью донести возрождение хоть до единиц. Он понимал свое время ощущая связь с Тем, кто его вел по жизни, оберегал и поддерживал в проповеди Слова, чем он и занимался всю жизнь.

Новые противостояния и достижения Александра Меня

При всей своей работе, нападках, доносах и разных угрозах Александр Мень не был унылым пастырем, он был невозмутимо радостным , и друзья говорили, что собирался написать о юморе Христа. Хотя в детстве он иногда впадал в меланхолическое состояние, то теперь работая над своей личностью, имея личные отношения со Христом он смог не концентрироваться на условиях своего труда. Знакомый врач говорил, что Александр казался неистощимым, но это выглядело иначе, здоровье было далеко не лучшим, вообще не ясно было как Мень держится и это однозначно был «иноприродный заряд».

В 1983 г. под арестом один из учеников Меня скомпрометировал его и других. Пошла долгая череда допросов и обысков. Здесь он уже не мог вести прежнюю деятельность и занимался словарем. Близкие задумывались о возможности переезда в другую страну, но Мень никогда не поддерживал такие разговоры. Он помнил о всех своих духовных детях.

Основные черты Александра Меня

Описывая Александра Меня можно сказать что, несмотря на тяготы жизни его красивые черты лица излучали нежность. Горящие глаза выдавали доброту и ум. Голос был мягким, а для выступления ему не требовалось записей. Он умел найти основательный ответ на любой вопрос.

С приходом к власти Горбачева, для православной церкви и христиан ситуация не изменилась сразу, все так же продолжалось давление. Только в 1988 г. ситуация стала меняться и приходила свобода. На Пасху 1990 г. архиепископ Парижский кардинал Люстиже был в СССР и специально заехал к Александру Меню. Они говорили буквально минут 10, но после этого кардинал был очень рад этой возможности, считал Александра своим братом, жизнь которого была больше насыщена Евангелием чем его.

В 1990 г. Александр Мень участвовал с православными, католиками и протестантами в создании Российского Библейского общества , потом в основании Православного Университета. Он посещал детскую больницу, открыл воскресную школу. На Пасху 1990г. баптисты собрались на олимпийском стадионе. Патриархия отказалась от участия, но Александр принял приглашение и говорил перед всеми о Тайной вечере. С ним провели серию передач для детей на радио и даже предложили вести еженедельный телепередачи. Записали четыре, но после его смерти обнаружилось, что ленты размагничены. В последние годы Мень бывал за границей в Польше, Брюсселе, Италии.

Последний день Александра Меня

Последним днем Александра Меня было 9 сентября 1990г. Он как обычно отправился утром на совершение литургии в другую деревню в 30 км от дома. Но не дошел до станции, получил удар по голове топором. Дошел до дома и умер от потери крови. Жена не сразу его узнала, боялась посмотреть, услышала стоны – вызвала скорую и милицию. Принято считать, что это было заказное убийство и виновника или не нашли, или не предали огласке. В последнее время Александр Мень часто говорил о смерти, он напоминал, что люди - это путники в этом мире «пришли из тайны, чтобы возвратится в тайну». Александр Мень говорил, что это не должно страшить, но дать осознание значения жизни.

Последствиями стало прекращение трансляции передач Меня. Издавать его работы на родине стали чуть позже. Но то семя, которое он трудолюбиво разбрасывал – живо и сегодня, потому что это вечные ценности.

Родные Александра Меня сегодня

О семье Александра Меня говорится мало. У него двое детей. Дочь Елена Мень 1957 г.р.. Она для себя выбрала идти в одном направлении с отцом, стала писать иконы. В 80х годах работала в иконописной мастерской Московской Патриархии и в научно-реставрационном центре. Эмигрировала в Италию в 1989г. Живет в городе Болонья. Ею написаны иконы для храмов в Италии для церкви Во имя всех святых города Модена.

Сын Михаил Мень 1960 г.р.. Пошел другой дорогой. Учился в институте культуры на режиссёрском факультете. Позже стал доктором философских наук, сейчас российский политик, губернатор Ивановской области с 2005-2013гг. в данный момент Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с 2013г. Приближен к руководящему составу РФ. Сам отец Александр Мень отвечал отказом на то чтобы участвовать в политических гонках, он всегда искал спасения душ.

Жена Наталья Федоровна Григоренко-Мень и сейчас живет на прежнем месте. Познакомились они в институте. Тогда все считали, что Александр чудак, но принимали его. Он ходил в сапогах, галифе и с полевой сумкой в которой была Библия, которую постоянно читал, а если уставал на вечеринке, то прятался и засыпая, клал голову на эту сумку. Сейчас Наталья работает старостой в московском храме святых Косьмы и Дамиана в Шубине, где настоятель – близкий друг семьи протоиерей Александр Борисов. Наталья Федоровна обрабатывает свой сад в Семхозе. Говорит, что всегда они были открыты для всех как верующих, так и неверующих, поэтому ладили с окружающими. Говорит, что с о. Александром жили хорошо, было взаимопонимание и совпадение взглядов. Может только больше хотелось внимания семье, детям, а загрузка была большой. Но детям в маленьком возрасте он всегда читал на ночь. Когда Наталья Федоровна пошла работать, ее муж взял на себя часть по хозяйству, хотя сначала и не любил этого. Встречал жену ужином, когда она возвращалась с работы. После смерти Александра, Наталья Федоровна начала фонд благотворительный, издательство книг А. Меня. Продолжает дело мужа, чтит его труд и издает книги, которые еще остались не изданы даже после четверти века с его смерти.

Интересные факты:

– Первой книгой Меня была «Сын человеческий», написанная еще в школе и вышедшая в 1968 г. в шести экземплярах, которые осилила старенькая печатная машинка. Иллюстрациями были картинки, вырезанные из журналов.

– На становление личности Меня имела влияние матушка Мария, которая была молитвенницей и была лишена черт ханжества, узкого взгляда на вещи или консерватизма. Она была открыта к людям и их проблемам и поискам. Ее взгляд на то что необходимо вести диалог Церкви с обществом стал одним из ключевых принципов Меня в его жизни.

– Все учение Александра Меня было сосредоточено на Иисусе Христе. Один из его учеников говорил: «Отец Александр мог бесконечно говорить о Христе как о близком человеке, всякий раз находя в нем новые живые черты».

– Однажды Александра Меня попросили рассказать о любви перед камерой для фильма «Любить». Он согласился, решил, что если даже не выпустят в эфир, то хоть сами «орлы» послушают. Так и получилось его много расспрашивали и не о любви только об упадке духовности и слушали. Фильм не пустили на экраны, но сейчас эпизоды можно найти в сети.

Цитаты:

– «А теперь, подобно сеятелю из притчи, я получил уникальную возможность разбрасывать семена. Да, большая часть их упадёт на каменистую почву, всходов не будет … Но если после моего выступления пробудится хоть несколько человек, пусть даже один, разве это мало? Знаете, такое ощущение, что вскоре всё кончится, по крайней мере, для меня …».

– «В античной мифологии рассказывается о гиганте Антее, он обретал силы, прикасаясь к земле, мы, наоборот, чтобы обрести силы, должны на мгновение коснуться неба»

– «Христианство – это не сумма догматов и моральных заповедей, в первую очередь это сам Иисус Христос. Заметьте, Христос не оставил нам ни одной написанной строчки, не оставил скрижалей, не продиктовал Коран, не образовал ордена, но Он сказал ученикам: «Я с вами остаюсь во все дни до скончания века…» Весь глубочайший опыт христианства на этом строится».

– «Я пришел к убеждению, что Церковь по существу едина, и что разделили христиан главным образом их ограниченность, узость и грехи”.

– «Самый трудный момент настанет для Церкви, когда нам все разрешат. Тогда нам станет стыдно, потому что мы не будем готовы «свидетельствовать». Мы к этому плохо готовимся. Когда у нас будет что сказать, Бог даст нам трибуну и даже телевидение».

1) Плод при жизни. Работу Александра Меня сложно переоценить. Через него обрели веру сотни и сотни людей. Он был примером как для старшего поколения, так и для молодого. Он сумел показать, что диалог церкви с неверующими можно и нужно строить. Он был примером любви.

2) Плод после жизни. Он оставил труды, которые имеют вечную ценность, потому что основаны на Истине Божьего слова.

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония. Александр Мень работал над собою постоянно, кажется сам был влюблен в то что делал и это все исходя из сердца касалось других. Он имел внутреннюю силу, имел невидимую связь с Тем, Кому служил и потому мог помогать окружающим, упоенно и посвященно.

Для меня Александр Мень стал открытием. Не смогла сократить материал, каждое слово казалось важным. Это огромное удовольствие соприкоснутся с жизнь человека, знающего истину и являющегося примером. Читала обвинения в его сторону, но в них сложно поверить, потому, что дела Александра Меня утверждают противоположное. Приятно, что столь мудрый человек сумел выйти из шаблонных взглядов, конфронтации между христианами разных конфессий и основываясь на единстве веры, видеть брата в католике и протестанте. Тот, кто искренне ищет Бога, тому Он открывается сполна. Те молитвы услышаны и отвечены, которые идут от сердца.

В небесный Иерусалим и матерь первородных. Поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. Храм Божий есть доблестное и святое состояние души, которого достишие с дерзновением говорят: Христос же, якоже Сын упокоевается в дому Своем, Егоже дом есмы мы (Евр. 3, 6). Твоим наслаждаясь человеколюбием, говорит святая и чистая душа, и Твоею охраняемая десницей, приношу Тебе непрестанное поклонение в священном храме славы Твоей; потому что, всегда храня в себе страх Твой, никак не решусь отринуть его, по упованию на Твое человеколюбие.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой» . Так как в состав Церкви входили и такие люди – язычники, волшебники, убийцы, чародеи, лжецы, лице­меры, а она сказала, что Бог ненавидит и отвращается их, то, желая показать, что она не по праву и не за добрые дела свои, но по человеколюбию Божию избавилась от них и введена во внутренние покои Его, присовокупляет: «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой» . Чтобы кто-нибудь не сказал: как ты, сделавшая то и то, получила спасение? – она показы­вает, каким образом она получила спасение, именно, что она спасена по великому человеколюбию, по неизреченной благости Божией. Но бывают люди неизлечимо больные, которые не при­нимают и милости, как, например иудеи. Благодать и ми­лость, хотя бы благодать и милость, но и они спасают лишь же­лающих и принимающих благодать, а не упорствующих и не­желающих принять этого дара, каковы были иудеи, о которых и Павел говорил, что они, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3) . Сказав о том, что принадлежит Богу, далее она говорит и о том, что принадлежит ей.

«Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» . Когда я получу благодать, говорит, тогда представлю должное и с моей стороны, принесу тебе та­кую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» , – не так, как многие из молящихся, которые в это время по­чесываются, зевают, дремлют, но, говорит, со страхом и тре­петом. Кто молится таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Блж. Феодорит Кирский

«Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» . Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие.

Евфимий Зигабен

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой

А я, говорит Церковь о себе, по великой Твоей милости, будучи свободна от заблуждения, войду теперь в Твой, Господи, дом, который я в прежнее время неразумно старалась разрушать. Или иначе: вниду в дом Твой , удостоенная такой близости от Тебя-не за свои собственные добродетели, а только по одной Твоей милости. Дом же Божий , по мнению некоторых толкователей, есть ничто иное, как добродетельная жизнь; ибо действительно Господь почиет и обитает у тех, которые стараются следовать жизни добродетельной, как сказал Сам Спаситель в Евангелии, что Он и Отец Его придут и устроят себе жилище у такого человека (Иоан. 14, 23) .

Поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем

Между тем как язычники, не страшась праведного наказания, позволяют себе безрассудно поступать в храмах своих богов, я, говорит Церковь, со всяким благоговением и в страхе паду ниц пред Тобою-и в храме твоем земном, и в храме небесном. В приложении к самому пророку, приведенные выше слова будут иметь тот смысл, что пророк, обозрев главные виды преступлений и показав всю гнусность их, обращается затем к самому себе и дает обещание пред Богом служить Ему истинно и усердно, и не как оправданный, но как помилованный; хотя в сказанных словах пророк упрекает язычников, а себя вводит в храм Божий, и что потому казалось бы должно означать нечто иное.

Спрашивает Олег
Отвечает Александра Ланц, 26.09.2012


Мир сердцу вашему, Олег!

Вот текст, о котором вы спрашиваете:

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ()

Прежде чем я дам вам ответ на ваш вопрос, позвольте мне процитировать для вас и всех наших читателей то, что Господь сказал устами пророка Иеремии... и как бы вы, дорогие наши читатели, ни понимали сейчас слово «храм», пусть слова Господа будут для вас светом, помогающим вам увидеть, правильно ли вы понимаете путь Спасения. «Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень" ()

А теперь да поможет нам Дух Святой Божий понять суть того, что в Библии обозначено словом «храм».

В сознании истинно верующих евреев, опиравшихся в своей вере на Тору и пророков, Храм, построенный на земле, был очень и очень важен, но при этом они всегда понимали, что этот рукотворный Храм был не более, чем образом того, что Бог когда-то показал Моисею. Помните ли вы ту историю и то распоряжение Вседержителя, которое Моисей получил от Него?

Тому и другому одновременно.

На слова мы должны смотреть, осознавая, что.... правильно понимавший Тору еврей никогда не позволил бы себе поклониться рукотворному сооружению, даже если оно – место присутствия Божия. Поэтому для верующего еврея эти слова Давида могли либо звучать как противоречие основам веры... либо как пророчество с очень и очень глубоким смыслом.

Мы люди живущие в последнее время, имеющие книгу «Откровение», имеем возможность увидеть глубину смысла этих потрясающих слов Давида.

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его , и Агнец.

Иудейский Храм был ярчайшим откровением Бога о Христе, о Себе Самом. Всё устройство Храма, всё служение в нём открывали людям суть спасительной миссии Христа, точнее суть самого Христа.

Поэтому когда Давид говорит «поклонюсь святому храму Твоему» , он вообще-то говорит о том, что поклонится Христу Живому и Спасающему , а не какому-то рукотворному сооружению, тем более такому рукотворному сооружению, в котором всё сделано вопреки Небесныму образцу, когда-то показанному Моисею.

У Бога есть только один Храм – Он Сам, Христос. Когда-то на земле существовала миниатюрная копия этого Единственного Храма. Но когда Христос пришёл на эту землю, когда Он исполнил здесь Свою Миссию, тогда нужда в каких-либо земных копиях отпала. Теперь всякий верующий во Христа должен поклоняться не на какой-то горе и не в каком-то рукотворном сооружении, а в Небесном Храме, куда мы можем в любое время входить верою. Только там наше спасение. Только там ().

Когда Давид писал псалмы и говорил о Храме, то Дух Пророческий помогал ему прозревать в этом сооружении славу Мессии .

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: