Буддийские храмы и монастыри. Боробудур

Буддийские храмы

Буддийская религия и культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую галеоею, дворцово-династическую – портреты правителей,героев, вельмож.

В первых веках нашей эры буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала не ступа, а многоярусная башня-пагода. Пагоды древней эпохи были деревянными и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к раннему средневековью, отличались

монументальностью и простотой стиля. Более поздние строения – сложным

силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

В качестве одного из элементов архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и монастырей. Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

Самый знаменитый буддийский пещерный храм Китая – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в

Индонезии.

В центре острова Ява высится буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские храмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы почти всегда узнаются по красным воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.

Сердце Великой Степи – Монголия – познакомилась с основами буддизма в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит храм Далай - Ламык, посвящённый

первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом, выше – парапет с полоской фриза с позолоченными зеркальцами, вмурованными в кладку стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее Улан-Батора из глубин веков улыбается нам буддийская богиня милосердия Белая Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря до сих пор поражают как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения определённых цветов.



Все элементы храма, включая живописные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, подчинены единому композиционному замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить их на службу религии.

Заключение

Буддизм в современном мире – мире войн, терроризма, безверия, находит

всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда говорил: «Немногие из людей достигают противоположного берега, остальные только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без Бога, спасение без спасения, жизнь без зла, но и без добра…

Актуальные проблемы развития буддизмиа в современных условияхобусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной проблемы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со

странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры говорит о возрождении духовности в России.. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в

буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненный интерес представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Буддизм способствовал усилению евразийской специфики социокультурного пространства России, а на эволюцию буддийской культуры в России значительное влияние оказала цивилизационная специфика российского пространства.

В процессе своей эволюции на российской почве буддизм приобрел социокультурные особенности по сравнению с его изначальным вариантом, в то время как его религиозно-философские и мировоззренческие принципы почти не изменились.

Важной особенностью буддизма, оказавшей влияние на его

историческую судьбу в социокультурном пространстве России, является прагматизм, который наиболее ярко проявляется в кризисные, переходные периоды развития общества.

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.

Дополнительная:

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.


Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. . Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – . Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи , являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО , – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек , расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы .

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха . Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. , расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, , Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

На сегодняшний день около одного процента населения России является буддистами. Буддизм - распространенная мировая религия, но в России о ней известно очень мало. Буддийских храмов на территории нашей страны также немного. Это связано с историко-политическими причинами. Наиболее известными считаются буддийские храмы в Калмыкии, Иркутской области и Забайкальском крае. Своей экзотической красотой они привлекают не только буддистов из России, но и паломников со всего мира, а также туристов, далеких от данной религии. Рассмотрим наиболее известные подобные храмы нашей страны.

Буддийские храмы в Санкт-Петербурге

Сегодня гости и жители Санкт-Петербурга могут посетить довольно необычную для России достопримечательность - буддийский храм. Он известен как Дацан Гунзэчойнэй и стал первым подобным заведением в Европе.

Изначально приверженцы этой религии начали появляться в Санкт-Петербурге еще в 18 веке, когда только строилась Петропавловская крепость. В то время буддистов в городе было еще мало, всего около 75 человек (в 1897 году). В первое десятилетие двадцатого века их число выросло почти до двухсот человек. Среди них было много иностранцев, приехавших из стран Востока, а также бурятов, калмыков и представителей модного в то время буддийского течения - необуддизма.

История Санкт-Петербургского буддийского храма

Число буддистов быстро росло, но у этих людей не было своего храма, где они могли бы молиться. В бурятский лама Авган Доржиев, который был представителем Далай-ламы в России, получил разрешение на строительство первой буддийской молельни в Санкт-Петербурге. Деньги на постройку пожертвовал сам Далай-лама, а также верующие со всей России.

Однако строить дацан (буддийский храм) начали только в 1909 году. Архитекторами были Барановский Г.В. и Березовский Н.М., которые создали свой проект в соответствии с канонами архитектуры Тибета. Строительство храма также находилось под научным руководством специально созданного комитета ученых-востоковедов.

Строительство дацана было сопряжено со многими трудностями и завершилось только в 1915 году. Несмотря на это, первые службы там проводились уже в 1913 году.

В 1915 году храм освятили, а настоятелем стал Авган Доржиев. Однако он недолго действовал в религиозных целях. Советский период стал трудным временем для буддистов России. Уже в 1916 году они начали уезжать из Санкт-Петербурга. В 1919 году Дацан Гунзэчойнэй был разграблен, но в 1920-е-1930-е годы снова начал функционировать в религиозных целях. В 1935 году храм окончательно закрыли, а всех буддийских монахов репрессировали.

В годы Отечественной войны в храме находилась военная радиостанция, и только в 1968 году здание дацана объявили памятником архитектуры, а в 1990 году храм передали буддистам, и он снова начал работать в религиозных целях.

Дацан Гунзэчойнэй в наши дни

Если вы хотите посетить буддийские храмы в Санкт-Петербурге, то вам обязательно стоит обратить внимание на Дацан Гунзэчойнэй. Он является крупнейшей буддийской достопримечательностью в городе. Туда приезжают с лекциями учителя буддийской философии из Тибета. Монахи храма ежедневно молятся о здоровье живущих и о благополучном перерождении умерших. Также здесь можно записаться на прием к астрологу или к врачу - специалисту традиционной тибетской медицины.

Сегодня любой желающий может посетить это заведение. Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй работает с каждый день с 10.00 до 19.00 (выходной день - среда). У храма есть официальный сайт в Интернете, где можно узнать расписание всех проходящих там молебнов и хуралов. Вы можете совершенно бесплатно посетить этот буддийский храм. Фото- и видеосъемка внутри дацана запрещена.

Безусловно, храм поразит вас своей красотой и восточным колоритом. На территории можно увидеть интересную достопримечательность - буддийские барабаны, наполненные священной травой и бумагой, на которой 10800 раз написана мантра «Ом Наме Падме Хум». Чтобы привлечь счастье, нужно покрутить каждый барабан не менее одного раза.

Кроме того, вы можете посетить не только буддийские храмы в Санкт-Петербурге, но и общины приверженцев этой религии.

Буддийские храмы в Москве

Сегодня в Москве проживают около 20 тысяч человек, исповедующих буддизм. Однако у них нет своего храма, а есть только религиозные центры. К 2015-му году в столице планируется возвести два буддийских храма. Первый будет расположен на Поклонной горе, а второй - в Отрадном.

Оба храма будут строиться на пожертвования. Они дополнят собой уже имеющиеся в тех местах религиозные комплексы, которые состоят на данный момент из православных храмов, иудейских синагог и исламских мечетей.

Первый храм, который будет располагаться на Поклонной горе, будет посвящен буддистам, погибшим в Великой Отечественной войне. На первом этаже планируется построить молельню для монахов, а на втором - организовать выставку, посвященную героям Отечественной войны.

Иволгинский дацан в Бурятии

Один из наиболее известных буддийских храмов в России - это Иволгинский дацан. Расположен он в Бурятии, в нескольких часах езды от Улан-Удэ. Это место имеет большое значение для паломников не только из России, но и со всего мира.

Был возведен в 1945 году и стал первым буддийским храмом, открытым в советское время. Сегодня его может посетить любой желающий. Здесь проводятся экскурсии специально для туристов. Иволгинский буддийский храм, фото которого приведено ниже, мало кого может оставить равнодушным. На территории дацана можно сфотографироваться, покрутить особые молитвенные барабаны и купить сувениры.

Другие буддийские храмы в России

Еще один известный буддийский храм России - это Хамбын Хурэ, находящийся в городе Улан-Удэ. Он представляет собой большой буддийский комплекс, состоящий из нескольких храмов и служебных зданий. При одном из них имеется университет, где студенты могут обучиться искусству рисования Мандалы. Главный храм комплекса Цогчеган-дуган был освящен в 2003 году и сегодня он регулярно проводит традиционные религиозные службы.

Также внимание паломников привлекает буддийский храм Римпоче-багша, Агинский дацан, расположенный в Читинской области, Ацагатский дацан рядом с Улан-Удэ и Дацан Баргузинской долины.

В Калмыкии расположены: Храм Великой Победы, Золотая обитель Гедден Щеддуп Чойкорлинг. Все они по-своему уникальны.

Несмотря на малый процент россиян, исповедующих древнюю восточную религию, в нашей стране все же можно найти буддийский храм. Петербург, Улан-Удэ и другие города имеют свои дацаны, некоторые из которых были заложены много лет назад.

В советское время древнеиндийское учение подвергалось многочисленным репрессиям, многие храмы были уничтожены, поэтому сегодня буддийской традиции в полном смысле этого слова в России не существует, а дацанов насчитывается небольшое количество. Поэтому буддисты, у которых нет возможности отправиться в храм, посещают соответствующие центры, молельные дома и ретритные центры.

В Российской Федерации буддизм является основной религией для жителей Бурятии, Калмыкии, Тувы. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться тогда, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла Тува, в которой также был популярен буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы «гелукпа».

В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Например, особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление «Великое совершенство» (дзонгнен).

Как называется буддийский храм в России

Храмы Будды по всему миру называют по-разному. Есть варианты именований со словом «дацан», или же непосредственно название самого храма представляет собой словосочетания, включающие слова «дзи», «дэра», «тэра», «гаран». Если в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется «дзи». Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси. Дополнительное название «гаран» применяют для древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище». Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Как выглядит буддийский храм в России

Как правило, такие места, как буддийские храмы, защищены от внешних воздействий, территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. По структуре буддийские храмы России мало чем отличаются от помещений храмов по всему миру. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды. Следующая обязательная на территории храма постройка – пагода – предназначена для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки святого в него попали. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды. Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания здесь, в стенах храма, передаются из уст в уста.

Где находятся буддийские храмы в России

Буддийских храмов по России не очень много. Есть они не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в разных регионах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Вот самые популярные из буддийских храмов в России.

Бурятия, Иволгинский дацан

Этот буддийский храм расположен у подножия горного хребта, на степной территории в трёх десятках километров от Улан-Удэ. Иволгинский дацан поистине считают центром, духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.

Золочёный храм уже издалека встречает гостей и верующих. Складывается впечатление, что всё здесь замерло в ожидании времени. Атмосфера наполнена терпким и пряным ароматом цветущих трав.

Храм Будды здесь появился в конце Великой Отечественной войны, здесь изначально находилась резиденция ламы. Затем при дацане открыли Буддийский университет.

В качестве украшений в храме используются подлинные интерьерные вещи, произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова.

В Иволгинский дацан в Бурятии стекаются тысячи паломников и туристов со всего света.

Бурятия, Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

Тамчинский (Гусиноозерский) дацан основали в Бурятии почти полтора века назад, в середине восемнадцатого столетия. Буддийский храм расположен на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Изначально это был деревянный дацан, который основал лама Ахалдайн Жинба. Этот храм можно считать первым из буддийских на территории современной Бурятии.

Особенностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. – Оленный камень «Алтан Сэргэ». Возраст этого камня – свыше 3300 лет. Этот камень – неотъемлемая часть ритуальных праздников, которые проводились в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. Его отреставрировали специалисты Эрмитажа, и сейчас он восстановлен на прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени, застывшие в лесу. Головы оленей украшают витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Современные туристы и паломники видят три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

Бурятия, Агинский дацан

Комплекс Агинского дацана – это живая страница архитектурного творчества бурятского народа. Несомненный интерес вызывает здание нового соборного храма цокчен-дугана, старого двухэтажного храма Даши Лхундублинг. Агинский дацан был заложен в 1811 г. и освящен в 1816 г. Он представлял собой буддийский университет, в котором велась подготовка лам различных специальностей.

Бурятия, Угданский дацан

Расположен в 19 км от Читы, в местности Хурлэ-Добо. Открыт в 1991 году. Сооружен по инициативе и на средства кооперативного хозяйства «Угданский». Угданский дацан включает в себя кирпичное здание цогчен-дугана, Сахъюсан-сумэ, субурхан, молитвенные барабаны, домики для лам. Территория дацана расширяется и благоустраиваетс я. В Угданском дацане служит штат высококвалифицир ованных лам и ведёт практику лекарь.

Бурятия, Анинский дацан

Один из древнейших буддийских храмов на территории России. Основан в 1795 году. В дацане хранились 11 родовых знамён хоринских бурят. Современный дацан является первым в истории российского буддизма семейно-родовым монастырским комплексом - вокруг него воздвигнуты 108 субурганов – хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Освящение субурганов состоялось в 2011 году и было приурочено к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Территория возрождаемого Анинского дацана занимает 9 гектаров и будет разделена на 9 частей, символизирующих 9 драгоценностей, где будет возведено 17 дуганов.

Бурятия, Ацагатский (Курбинский) дацан

Основан в 1825 году и находится на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. Известен среди паломников и туристов как центр качественной тибетской медицины.

Бурятия, Атаган-Дырестуйс кий дацан

Появился в середине XVIII века на юге Бурятии. Два века спустя храм значительно разрушили, уцелел только цогчен-дуган, в котором советские власти разместили машинно-тракторн ые мастерские. В 2004 году в дацане начались восстановительны е работы. После планируется привести в порядок весь монастырский комплекс. В 2007 году здесь начали проводить буддийские службы – хуралы.

Калмыкия, Золотая обитель Будды Шакьямуни

Это один из богатейших буддийских храмов в России. Территория храма обнесена ажурной оградой со знаком «108 Будд». Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него. Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками.

Калмыкия, Тантрический монастырь Владыки Цонкапы

Это один из молодых буддийских храмов в России. Он основан в 2008 году в Городовиковске. Это первый тантрический монастырь. Уникальным новый монастырь делает редчайшая реликвия – кусочек черепа Ламы Цонкапы. В монастыре есть и другие удивительные реликвии – белые шарики, которые остаются после кремации тел высоких лам.

Санкт-Петербург, дацан Гунзэчойнэй

Храм появился в Северной столице накануне революции 1917 года. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. Одновременно с храмом было возведено четырёхэтажное общежитие для монахов и приезжих буддистов, служебный флигель. Из интересного для почитателей буддизма здесь статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле, из папье-маше с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высота туловища Будды – 2,5 метра, вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды». Также здесь ведут прием астрологи и врач-тибетолог, проводятся лекции по буддийской философии.

Санкт-Петербург, Ват Абхидхамма Буддавихара

Тоже молодой буддийский храм – основан в 2006 году в поселке Горелово. Это единственный в России действующий храм традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенног о в странах Юго-Восточной Азии.

Тува, Цеченлинг

Буддийский храм «Цеченлинг», построенный в 1999 году, – один из первых реконструированн ых в Туве дацанов, или хурээ – так называют буддийские храмы тувинцы. Храм находится в центре Кызыла на улице Красноармейской. Это двухэтажное здание, место встреч лам с населением. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, – молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды. Храм удачно сочетает традиции культовой восточной архитектуры и новые строительные технологии.

Свердловская область, Качканар, Шад Тчуп Линг

Храм Будды, с которым связаны злободневные новости 2016 года. Власти региона хотели снести монастырь для разработки месторождения железной руды на его месте, но впоследствии отложили эти планы. Буддийская обитель появилась под Качканаром в мае 1995 года. К храму ведёт витиеватая горная дорога, она ведёт через Качканарский рудоносный массив, местную речку Выю и Нижневыйское водохранилище. Монастырь построен по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Одно из притягательных строений монастыря – ступа, памятник просветленному уму Будды.

В России больше полусотни храмов Будды, но пока что далеко не все они освоены туристами. Это как тропа первопроходца, которая манит путешественника своими видами, строениями, возможностью прикоснуться к древнейшей религии и почувствовать себя вдалеке от городской суеты.

При царе Ашоке был объявлен государственной религией.
Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и , высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были . Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.
Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами - символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий.

Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в , выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода . Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

Близка по форме к ступе в Санчи Тупарама-Дагоба, выстроенная в 3 в. до н.э. в Анурадхапуре на острове Цейлоне, где параллельно с Индией развивалось близкое к ней . Цейлонские ступы, носившие название дагоба, имели несколько более вытянутую колоколообразную форму. Тупарама-Дагоба представляет собой массивное каменное сооружение с высоким, заостренным кверху каменным шпилем.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где оставался бы гладким. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев-хранителей и буддийские , например колесо - символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.

Сцены, украшающие ворота, посвящены джатакам - легендам из жизни Будды, перерабатывавшим мифы Древней Индии. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица. Памятник, так же как и священные , должен был как можно полнее освещать тот культ, которому он служил. Поэтому с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата».

Отдельные на воротах - это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. На северных воротах в верхней полосе изображена сцена поклонения слонов священному дереву. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов. Их хоботы как бы качаются, скручиваются и протягиваются к дереву, создавая плавное ритмическое движение. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. На столбах вырезаны пышные крупные и ползучие . Легендарные чудовища (Гаруда и др.) помещены рядом с изображениями реальных зверей, мифологическими сценами и буддийскими символами. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. Массивные фигуры слонов, стоящие по четыре с каждой стороны, подобно атлантам, несут на себе тяжелую массу ворот.

Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек - «якшини», духов плодородия, - помещенные в боковых частях ворот. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Весь облик якшини, их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек. Ветки, за которые хватаются руками молодые , сгибаются под тяжестью их тел. Движения фигур красивы и гармоничны. Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха - монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо. Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны. Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов). Таков вход в один из наиболее древних пещерных храмов Ломас-Риши в Барабаре, выстроенный около 257 г. до н.э. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. В Ломас-Риши над входом, в узком пространстве пояса, расположенного полукругом, помещено рельефное изображение слонов, поклоняющихся ступам. Их грузные фигуры ритмическими и мягкими движениями напоминают рельефы ворот в Санчи, созданные двумя веками позднее.

Дальнейшее развитие внутреннего помещения, еще мало развитого в храме Ломас-Риши, привело к созданию крупных пещерных храмов - чайтий во 2 - 1 вв. до н.э. Наиболее значительными являются чайтьи в Бхаджа, Кондане, Аджанте, Насике. В них выкристаллизовался ранний тип пещерного храма, нашедший свое лучшее выражение в чайтье в Карли.

Первоначально чайтья заимствовала отдельные элементы деревянного зодчества, что отразилось не только в повторении архитектурных форм, но и во вставленных деревянных деталях. Вместе с тем характер вырубленного в скалах помещения, своеобразная связь ваяния и зодчества вызвали к жизни совершенно новый род архитектуры, просуществовавший в Индии около тысячи лет.

Наиболее значительна в художественном отношении чайтья в Карли 1 в. до н.э.. Величественный интерьер чайтьи оформлен двумя рядами колонн. Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью. Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой. У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе. Пройдя эту часть храма, как бы посвящавшую в историю жизни Будды и подготовлявшую определенное молитвенное настроение, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света.
Чайтья в Карли - одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п. Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: