Митрополит нифон. Нифон, митрополит Филиппопольский (Сайкали)

получить основные сведения о монашестве

Задачи :

  • узнать о монашеских обетах
  • познакомиться с историей монашества
  • узнать о типах монашеской жизни
  • узнать о степенях монашества
  • познакомиться с обрядом пострижения в монашество
  • познакомиться с названиями монашеских облачений

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.
  2. Лоргус А, свящ., Дудко А., свящ. «Книга о Церкви». – М.: Паломник, 2005.
  3. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006.

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Ключевые понятия:

  • Монах
  • Монастырь

Словарь урока:

  • Безбрачие
  • Нестяжание
  • Послушание
  • Лавра
  • Устав
  • Постриг
  • Игумен
  • Архимандрит
  • Малая схима
  • Великая схима
  • Параманд
  • Мантия
  • Клобук
  • Четки

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:



Проверочные вопросы:

  1. Кто такой монах?

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Вводное слово учителя по новой теме.

Запись в тетради ключевых слов.

Работа в группах. Весь класс делится на 3 команды, каждой из которых дается задание рассмотреть иллюстрации с подписями и коротким объяснением, касающимся одной из степеней монашества. Подготовившись, команда должна рассказать всему классу об изученных предметах. Другие команды могут задать вопросы.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 67. «Монашество»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 68. «Монастыри»:

  1. Мульткалендарь. 30 января. Антоний Великий:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 254. «История зарождения монашества. Часть 1».
  2. Телепроект «Закон Божий». Часть 255. «История зарождения монашества. Часть 2».
  3. Часть «О монашестве».
  4. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «О монашестве-2».
  5. Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Антоний Великий. Почему святой ушел в пустыню? ».

1) Обеты монашеские

Монах в переводе с греческого – одинокий, отшельник. Монахи принимают на себя особые монашеские обеты , которые не обязательны для каждого христианина, но тем, кто решился их с Божией помощью исполнять, дают возможность достичь высот духовной жизни.

Первый из этих обетов – безбрачие. Монах отказывается от семейной жизни, хотя она и не осуждается Церковью как что-то недостойное. Добровольный отказ позволяет целиком и без остатка посвятить себя служению Богу и молитве за весь мир.

Второй обет – добровольная нищета или нестяжание. Забота о земных благах отнимает слишком много сил и времени, которые монах должен посвящать одному Богу. Он не связан обязательствами перед женой и детьми и поэтому может не заботиться о деньгах.

Третий обет – это совершенное послушание своему духовному наставнику, отцу. Путь, на который вступает монах, требует опытных руководителей, которые уже прошли этот путь и знают все его трудности и опасные повороты, потому помогут отыскать нужные ориентиры. Чтобы не заблудиться на пути, монах должен беспрекословно слушаться своего духовного отца.

2) История возникновения

Монашество возникло еще в первые века, когда особо ревностные христиане, желая выполнить слова Спасителя (Мф. 10:38, Мк. 8:34), оставляли свои семьи и дома и удалялись в пустыни, где проводили жизнь в постоянной молитве, посте и работе. Родоначальником монашества был святой преподобный Антоний Великий. Следует уточнить, что Антоний основал монашество отшельническое. Но ещё при жизни Антония Великого появился другой род монашеской жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли труды каждый по своей силе и способностям на общую пользу. Такие общины стали называться монастырями. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий. Иногда монастыри бывали очень большими – с несколькими сотнями монахов. Такие монастыри назывались лаврами. Не во всех монастырях был одинаковый образ жизни. Он велся по правилу, составленному большей частью основателем монастыря, и называвшемуся уставом.

Сперва все монахи должны были сами заботиться о своем питании, помещении и одежде. Поэтому у них должна была оставаться некоторая собственность, но вскоре большинство монастырей приняло «общежительные уставы», так как собственность противоречила обещанию монахов оставаться в полной нищете. Все монахи должны были выполнять различные работы – послушания. Их заработок шёл в общую кассу, но зато монастырь принимал на себя все заботы об их существовании.

На Востоке расцвет монашества относится к IV веку. В это время жили великие подвижники, от которых до нашего времени сохранились поучения о духовной жизни, о борьбе со страстями и о любви к ближним.

3) Монашество на Руси

В России монашество началось почти с принятием христианства. Его основателями были святые Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре. Издавна наш народ полюбил монастыри, монашескую жизнь, он ясно видел несоответствие между христианскими идеалами и обычной жизнью. Тоска по другой, иной жизни влекла людей к иночеству, как у нас стало называться монашество.

Желающие стать монахами должны показать твёрдое намерение «отречься от мира», от его земных интересов и решение проводить духовную жизнь, во всём исполняя волю своих духовных руководителей, отказавшись не только от своего имущества, но и от старого имени. Проходя предварительное испытание, эти люди называются послушниками . Они поселяются в монастырях, выполняют все правила монашеской жизни и, если оказываются способными стать монахами, принимают первый постриг и одеваются в монашескую одежду. Пострижение совершает старший в монастыре – игумен или архимандрит. Он читает над постригаемым особые молитвы, стрижет крестообразно волосы на его голове, (почему обряд и называется постригом), одевает его в черную одежду – рясу, а на голову надевает камилавку. Одежды монаха черного цвета напоминают о смирении, уединении, нестяжательной жизни и покаянии во грехах. После выполнения этого обряда новопостриженный называется рясофорным, то есть рясоносителем.

5) Малая схима

Следующая степень монашества – малая схима . Последование малой схимы совершается большей частью перед литургией. Послушник снимает с себя на паперти храма все одежды и остается в длинной рубашке. Братия (то есть остальные монахи) выходят за ним с зажженными свечами и вводят его в храм под пение тропаря о блудном сыне, - к стоящему перед аналоем, у царских врат, игумену. На вопросы игумена постригаемый отвечает, что добровольно делается монахом, что будет во всем слушаться настоятеля, будет терпеть все тяжести монашеской жизни – «Богу содействующую», то есть с Божией помощью. После этого настоятель объясняет ему смысл монашества, снова спрашивает, добровольно ли и обдуманно ли он поступает, и только после того, как три раза получит из рук постригаемого ножницы, постригает его крестообразно во имя Отца и Сына, и Святого Духа, называя его при этом новым именем. Перемена имени означает, что, приняв постриг, новый монах начинает новую жизнь.

На принявшего малую схиму (как теперь называется эта степень посвящения), одевают подрясник и параманд – четырехугольный кусок материи с изображением Креста Спасителя и орудий Его страданий. Поверх рясы облачается мантия – длинный плащ без рукавов и, наконец, на голову одевается клобук – камилавка с покрывалом – наметкой. В руки даются четки – шнурок с нанизанными на него шариками, которые служат для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение, напоминая монаху о том, что он должен проводить духовную жизнь. После окончания облачения произносится молитва с прошениями о новопостриженном, читается Евангелие (Мф. 10:27 – 11:28) и, наконец, ему даются крест и свеча.

6) Великая схима

Принимающие великую схиму дают еще более строгие обеты. Приготовленное для них облачение кладется у Престола, им еще раз меняют имя, вместо параманда одевают аналав, который носится на плечах, и вместо клобука – кукуль, покрывающий голову и плечи.

Когда монах поставляется в игумены, ему дается жезл (посох) в знак того, что он должен управлять монахами, а при поставлении в архимандриты на него одевают мантию с пришитыми спереди скрижалями – четырехугольными кусками материи красного или синего цвета. Скрижали означают, что архимандрит руководит монахами по заповедям Божиим. Кроме того, он получает палицу и митру. Как мы знаем, третью, епископскую степень священства могут получить только лица монашествующие. Епископская мантия делается цветной и, кроме срижалей, на нее нашиваются несколько полос, называемых источниками и обозначающих учение, проистекающее из уст епископа.

Монашество могут принимать и женщины, поэтому существуют и женские монастыри. Образ жизни, одежда и обеты монахинь те же, что у монахов.

7) Значение монашества

Не смотря на то, что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире. Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий. Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших. Святитель Феофан Затворник говорит: «Иноки – это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения». Поистине, в монастыре – неиссякаемый источник назидания для мирян. В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.

Проверочные вопросы:

  1. Кто такой монах?
  2. Какие обеты дают, принимая монашество?
  3. Почему монаха еще называют иноком?
  4. Какие существуют степени монашества?
  5. Почему обряд принятия монашества называют постригом?
  6. Чем отличается внешне монах, постриженный в малую схиму, от схимника?
  7. В какую степень священства может быть рукоположен только монах?
  8. Почему наличие монашества важно для мира?

Монашество. От этого слова веет стариной. История этого явления уходит своими корнями глубоко в древность. Первые монахи и монастыри Египта — это интересная и даже несколько жуткая история. Заглянем под завесу истории и узнаем, где и как появилось монашество в православии (вернее, сказать, тогда еще просто — в христианстве), что этому способствовало.

Зародилось монашество внутри церкви в конце III века. Слово монах произошло от греческого слова – «monachos» — одиночество, один, «уединение», это обет бедности, послушания и целомудрия. Основной предпосылкой для его возникновения явился дефицит святости, формальная вера.

Если до III века ранняя церковь подвергалась жестоким гонениям, то начиная с конца III века, когда император Константин сделал христианство официальной религией, церковь покоилась и почивала на лаврах победителя. Христианская вера, как никогда, стала популярной. В нее обращались все без исключения, и зачастую для того, чтобы продвинуться по служебной лестнице, сделать карьеру.

Церковь вдруг стала похожа на модный клуб, членами которого было престижно быть. Мало кого интересовала святость. Поэтому некоторые группы людей, видя эту проблему, стали отделяться от общей массы, ища Бога, желая проявить непритворную веру.

Причины возникновения монашества

Раньше подобные люди шли на смерть за Христа, их сжигали, бросали диким животным на растерзание, распинали, но теперь возможности проявить свою веру не было, и они нашли выход в монашестве.

Следующей, довольно весомой предпосылкой для возникновения монашества явилась буквальная трактовка мест Писания, в которых говорится о противостоянии мирским ценностям, призыв не любить мира.

Большую роль сыграла также греческая философия, учение которой состояло в подавлении желаний плоти, позднее это выразилось в аскетизме – удаление всех плотских желаний, затворнический образ жизни, полное самоотречение.

Первый монах Антоний

Первым монахом и основателем монашества стал Антоний (251 – 356). Уроженец Египта, выросший в богатой семье, в 20 лет он прочитал Евангелие и был потрясен разговором Иисуса с богатым юношей. После чего слова Иисуса «продай имение и раздай нищим» отнес к себе лично. Впоследствии так и поступив, стал отшельником, скитающимся в пустыне. Он проводил жизнь свою в молитве, работа и изучении Писания.

Некоторые жаждущие духовного Богопознания стали приходить к жилищу монаха и подражать ему, чем очень мешали Антонию, вынудив его нарушить уединение. И, в конце концов, в 285 году он решил организовать их в группу и наставлять в аскетизме. Каждый монах жил в отдельной хижине, не сообщаясь с другими, с руководителем (аббат) во главе.

Первый монастырь в Египте

Однако такая аскетическая жизнь подходила не всем, поэтому в 320 году Пахомий организовал первый монастырь в Египте по типу общежительного монашества (киновии). Здесь был сделан упор на совместную жизнь и деятельность (ручной труд). Был составлен свод особых правил — «Устав Пахомия». Обязательными стали обеты бедности, безбрачия, послушания аббату. Монахи трудились совместно, сами обеспечивали себя всем необходимым для проживания. После смерти Пахомия осталось 9 мужских и 2 женских монастыря.

Изощренные самобичевания

Некоторые отшельники придумывали все новые и новые способы подавлять свои плотские желания. Одни простаивали десятки часов в холодной воде, другие отказывали себе в еде неделями, третьи стоя спали, четвертые рыли узкие норы или делали такие кельи, в которых нельзя было даже разогнуться.

В истории монашества описан пример одного такого монаха, который довольно много времени прожил в такой келье и нажил себе огромный горб. Однажды, увидев его в поле, испуганный крестьянин, приняв его за волка, убил его. Другой монах, некогда занимавший в мирской жизни высокий пост судьи, плел корзины из тростника, воду для размачивания которого он менял 1 раза в году. Невыносимая вонь протухшей воды была ему наказанием за годы работы в суде, где он вдыхал сладкие ароматы духов. Так эти монахи старались избавиться от грехов и приблизиться к Богу, терзая свою плоть и не поддаваясь мирским страстям.

Монах Симеон Столпник

Пожалуй, самым известным монахом считается Симеон Столпник. В 23 года он стал монахом, живущим в пещере с прикованной ногой к камню. Когда сняли цепь с его щиколотки, то обнаружили под оковой около 20 крупных червей, которых Симеон так и оставил в ране в качестве наказания для себя.

Позже он закапывал себя в землю по шею на весь день. В 33 года он выстроил для себя высокий столб, на котором жил. Он не сходил со столба, не мылся. Этот монах привлек огромное количество поклонников и последователей, которые позже тоже жили на столбах даже стоя на одной ноге.

Монастыри с новыми правилами

Некоторых людей беспокоили участившиеся случаи экстремизма и соревнований среди монахов, и они искали более приемлемого монашества. В их числе был епископ из Кесарии Василий. Он организовал монастыри с новыми правилами, изучив изначально египетские первоистоки. Василий перевел монастыри из пустынь в города, ввел ограниченное время для молитвы (7 раз в день), ввел общественно-полезный труд. Теперь монахи помогали в сборе урожая, ухаживали за больными в больницах. Василий Великий старался, чтобы монашество не стало отдельной, опозиционной ветвью, а соединилось с церковью и укрепило ее. Монастыри возвращались в города, монахи стали участвовать в жизни городов, наставлять мирян, оказывать духовное руководство, превращаясь постепенно в просветительские центры.

Такие монастыри распространились по всем славянским странам и Греции. То, что сделал на востоке Василий, на западе сделал Бенедикт из Нурсии. Он также организовал монастыри, составив устав.

Появление монастырских образовательных центров

Кассиодор (485 – 580). влиятельный монах, увлекавшийся книгами, научил своих монахов переписывать старинные тексты, что впоследствии сделало монастыри крупнейшими образовательными центрами, библиотеками, до возникновения первых университетов (до XIII века). Появилось «ученое» монашество, когда окончив духовное заведение, человек стригся в монахи с целью занятий именно церковно-административной деятельностью, так епископат получил образованных и опытных архиереев, таких как Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Макарий Булгаков, Феофан Затворник и др.

Появилось «старчество», образовав как бы неофициальную вторую ветвь апостольского приемства. Во времена иконоборчества, когда многие из священства повернули в сторону иконоборцев, народ пошел в монастыри к старцам за духовным руководством, видя в монахах защитников православия. Прошел иконоборческий период, монахи стали «нервом и опорой церкви», как выразился Феодор Студит, из монахов же стали избирать епископов, монашеская аскеза стала переходить к мирянам. Ближе к идеалу был тот монастырь, в котором, как сказал Патриарх Кирилл, было больше любви в служении, а не строгости и воздержания.

Христианство среди кельтов привнесло в церковь и монашество такое понятие как «епитимьи» — наказание за совершенный грех. Существовала шкала епитимий за каждый грех, в зависимости от того кто его совершил — монах, мирянин или духовник. Установились различия между монахами-кельтами и римскими, что привело к некоторым трениям. Со временем кельтские монастыри были распущены, а «епитимьи» были позаимствованы римскими монахами.

Так или иначе, монашество является неотъемлемой частью истории церкви. Для одних оно было выходом в борьбе со своими плотскими желаниями, для других соревнованием, для третьих непосильной ношей.

Наполова Наталья

Когда мы говорим «Святая земля», то обычно подразумеваем земли близ Иерусалима и Вифлеема, Палестину, Иорданию, забывая про «страны Тирские и Сидонские», в которых проповедовал Сам Господь - территорию современных Сирии и Ливана. Именно там, по дороге в Дамаск произошло обращение Савла. И там, в Антиохийской Церкви последователи Христа впервые были названы христианами.
Антиохийских Патриархов не раз звали на Русь для разрешения важных церковных споров. А когда турки устроили в Сирии резню, погубив десятки тысяч православных, Россия первой пришла на помощь истекающей кровью древней братской Церкви. С тех пор в Москве есть Антиохийское подворье. Уже тридцать лет его настоятелем является епископ Филиппопольский НИФОН (Сайкали). Ливанец, выпускник Московской духовной академии, он так долго живет в России, так глубоко, изнутри, знает свою многонациональную паству, что стал живым мостом любви, связывающим наши народы.

СПРАВКА: Епископ Филиппопольский НИФОН (Сайкали)
Представитель Патриарха Антиохийского и Всего Востока при Патриархе Московском и Всея Руси, настоятель Антиохийского подворья в Москве.
Родился в городе Захле (Ливан) 4 декабря 1941 года, в 1959 году после окончания евангелического колледжа в Захле и математического факультета университета в Бейруте рукоположен в диаконский сан. В 1964 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в священники. Был секретарем митрополита Захлейского и Илиопольского Нифона (Саба). В свободное время преподавал математику и английский язык в школе Св. Анны в городе Райяк (Ливан) и десять лет исполнял обязанности Епархиального церковного судьи в городе Захле.
В 1977 году в сане архимандрита назначен настоятелем подворья Антиохийской Церкви в России. В 1988 году в Дамаске (Сирия) принял епископскую хиротонию при участии митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), в то время председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Награжден орденами различных Православных Церквей: Русской, Румынской, Греческой, Болгарской, Чешской, орденом «За веру и Отечество», орденом Ливанского достоинства.
В России под его духовной опекой живет небольшая антиохийская диаспора – сирийцы, палестинцы и ливанцы. Епископ Нифон духовно окормляет также антиохийскую паству в Греции.

О «Меншиковой башне» – храме архангела Гавриила, что в Архангельском переулке близ Чистых прудов – я слышала давно. Рассказывали, что сподвижник Петра I, Александр Меншиков, захотел построить церковь на целых три метра выше, чем колокольня Ивана Великого, и что через несколько лет после окончания строительства в вершину храмового купола ударила молния, вызвав пожар. Суеверный народ, истолковавший это как гнев Божий, пустил о храме дурную славу, и тогда заброшенную церковь надолго облюбовали масоны, устраивавшие в ней собрания ложи и расписавшие ее своей символикой. Потом здание снова вернули Церкви и восстановили. С 1948 года оно принадлежит подворью Антиохийского Патриархата. Кстати, в храме находится уникальная икона архангела Гавриила в очень красивом серебряном окладе – такой нет больше нигде в мире.

Однажды мой друг сказал, что каждый год на Страстную Пятницу на Антиохийском подворье во время службы поют византийские песнопения по-арабски, и я решила пойти туда, чтобы услышать все самой…

В храме как дома

Церковь была полна народу, а в центре стоял смуглый, седой епископ в полном облачении и пел. Его глубокий звучный голос, казалось, наполнял все вокруг невероятно печальным плачем о Распятии Господа. Владыке вторили две женщины из хора. Казалось, не было вокруг храмовых стен и шумной Москвы – все мы в одно мгновение перенеслись на Ближний Восток и услышали почти то же погребальное пение, которое слышали еще апостолы и жены-мироносицы.

С тех пор я еще несколько раз бывала на Подворье, а недавно мне удалось познакомиться с его настоятелем – владыкой Нифоном, епископом Филиппопольским. Я попросила его рассказать, как ему пришла мысль перенести на русскую почву древние восточные христианские традиции.

«Наша Церковь очень древняя, – улыбается владыка, – и некоторые из ее традиций я действительно «привез» сюда. У нас на Подворье, к примеру, есть традиция в Вербное воскресенье устраивать детский крестный ход со свечами, ведь по преданию именно в этот день Господь благословил детей. А в Страстную Пятницу, как Вы знаете, у нас в храме поются на арабском языке те песнопения, которые в России обычно читаются по-церковнославянски. Так что к прекрасным духовным традициям русского народа я добавляю немного и христианской красоты Востока».

Я слушаю владыку, который хорошо говорит на русском языке, и потихоньку осматриваюсь. Он принимает меня в личной резиденции, находящейся прямо рядом с храмом – здесь он и живет, и служит, и работает. Простой кабинет с журнальным столиком, иконы на стенах, никаких излишеств. Зато в храме, прямо за окном, полным ходом идет ремонт – подготовка к празднованию 300-летия со дня освящения. А во дворе уже распустились цветы.

Владыка замечает мой взгляд.

«Да, это прекрасная церковь, я очень ее люблю. Я вообще считаю, что храм Божий должен быть красивее всех светских зданий, чтобы душа любого верующего человека, входящего туда, почувствовала, что она – на Небе, что она – дома… Хочется, чтобы люди всегда чувствовали радость оттого, что они пришли в церковь, и благословляли Бога, что Он продлил годы нашей жизни и дал нам возможность Его прославлять.

Я считаю, что эта церковь по архитектуре объединяет в себе Запад и Восток. Кстати, никогда не думал, что стану настоятелем храма во имя архангела Гавриила, ведь моего родного отца звали Гавриил. За каждой службой молюсь за него. Вот сейчас мы заканчиваем украшать храм к празднику, а когда я только приехал служить сюда тридцать лет назад, здесь тоже нужен был ремонт. Помню, как сам вынужден был доставать все, даже краску для стен, и платить рабочему жалованье из своих личных денег. Чего только не пришлось пережить за те годы…».

Благословенные трудности

В России в советское время антиохийскому епископу действительно пришлось нелегко. Но владыка с готовностью отвечает на вопросы о первых годах своей жизни в нашей стране, хотя по его лицу видно – то время для него было тяжелым.

«Я впервые приехал в Россию в 1959 году, осенью. Помню, было уже очень темно. Я даже испугался: улетал из дома – было солнце, а прилетел сюда и словно попал во тьму... Меня встретили в аэропорту и увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где я должен был учиться в семинарии и академии.

Поначалу было очень трудно. Я вырос в верующей семье, но к церковной жизни еще совсем не успел привыкнуть – меня посвятили в диаконы прямо перед тем, как отправить в Россию. Русского языка я тоже, конечно, не знал, поэтому пришлось заниматься с преподавателем, причем общим языком у нас с ним был французский, который я к тому времени уже хорошо выучил».

Сейчас-то владыка знает в совершенстве не только арабский и французский, но и русский и английский. Не каждый посол читает для собственного удовольствия литературу на языке той страны, в которой работает, а вот владыка Нифон известен среди дипломатов своей любовью к Пушкину и Достоевскому… Русский народ и его культура стали для антиохийского епископа почти родными. Когда-то, чтобы остаться служить в Москве, он даже отказался стать митрополитом в Австралии.

«Я очень благодарен тем, кто тогда учился со мною и учил меня, за то, что они меня терпели. Я ведь был человеком иной культуры, и начать хотя бы понимать разговоры на чужом языке мне было очень тяжело. Но все бросить и уехать домой я бы никогда не смог, ведь мой наставник и духовный отец, митрополит Илиапольский Нифон (Саба), который и отправил меня в Москву, очень на меня надеялся. Только чтобы не позорить его перед Русской Церковью, я молчал, когда было особенно трудно, но все первые месяцы я жил здесь в слезах. Понимая мои трудности, тогдашний Патриарх Алексий I даже говорил инспектору Академии архимандриту Питириму (впоследствии митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому), чтобы от меня требовали чуть меньше, чем от всех остальных.

Чтобы войти в атмосферу новой жизни, потребовалось время. Прошло примерно полтора года, прежде чем я смог полностью вжиться в свой новый статус диакона. А в том, что никем в жизни, кроме священнослужителя, я быть не могу, я всегда был уверен.

Трудностей добавляло то, что я был в СССР иностранцем, и за мной, конечно, наблюдали. В самое трудное время, когда я не мог общаться ни с кем, не боясь подставить человека, приходилось общаться только с дипломатами. До сих пор среди них у меня много друзей во всем мире.

Но, несмотря ни на что, на самом деле я никогда не жалел, что принял священный сан. Наоборот, я самый счастливый человек на свете. Господь дал мне возможность общаться с такими разными людьми! Я очень благодарен Богу за все, что мне довелось испытать в жизни. Когда-то приезд сюда был для меня вызовом, а стал благословением».

Мне интересно, как же все-таки удалось владыке Нифону, будучи не только иностранцем, но и священнослужителем, каждый день жить под неусыпным оком советских властей и в то же время избегать давления. Владыка поясняет, что у него была возможность научиться этому дома.

«Знаете, ведь еще в XIX веке в Сирии и в Ливане мусульмане-фанатики каждый месяц убивали тысячи христиан – и мужчин, и женщин, и детей. И в середине XX века, когда в Москве открылось наше Подворье, его настоятели вынуждены были помогать своей родине, потому что на Востоке Церковь жила очень бедно, и каждая копейка, которую тогда жертвовали христиане из России, была очень важна для антиохийцев. Так что, зная свою историю, теоретически я сразу был готов к трудностям с властью, но нужно было приобрести собственный опыт.

В 1964 году я закончил Московскую духовную академию и вернулся в Ливан. Меня рукоположили, причем сразу сделали архимандритом, и я стал помощником митрополита Нифона (Саба). Он был для меня образцом во всем, именно он научил меня жить в Церкви, и с тех пор я считаю, что именно священнослужитель должен играть огромную роль в приближении людей к вере. Позже я дружил с митрополитом Антонием Сурожским и всегда был совершенно согласен с ним в том, что никто не может прийти к Богу, пока не увидит на лице другого человека отблеск вечной жизни. Вообще, таких людей Церковь никогда не забывает. Я видел отсвет вечной жизни на лице митрополита Нифона.

Потом я какое-то время работал епархиальным судьей в Ливане, это такая специальная церковная должность. В моем ведении находились вопросы развода, усыновления, церковных наказаний за измену в браке. Кстати, за десять лет этого моего послушания развелись всего пять пар – остальные семьи удалось восстановить. С тех пор я знаю, что многие люди сами понимают, где и в чем они были неправы, и им просто нужно, чтобы их подтолкнули к возвращению в семью.

И только в 1977 году я вновь приехал в Россию, чтобы стать настоятелем Антиохийского подворья».

Церковь - не музей

В ливанских христианских семьях детям с малых лет прививают любовь и благодарность к Богу, а по воскресеньям все православные семьи обязательно собираются в храме. У нас таких крепких духовных традиций, влияющих на всю жизнь человека, пока еще нет, они только начинают возрождаться. Но владыка видит у «антиохийцев» и русских православных христиан немало общего.

«Все мои прихожане – прекрасные люди, многих из них я сам крестил и венчал, и даже ездил к ним домой, если нужно было помолиться у постели больного или причастить умирающего. Каждый день я принимаю людей по разным поводам, и вообще у нас очень сплоченный приход – многие здесь нашли себе друзей и постоянно общаются не только в храме, но и за его пределами. Каждое воскресенье и на все праздники я служу Литургию и говорю проповеди, причем стараюсь касаться максимально практичных вещей, потому что не хочу, чтобы христианство было для моих прихожан лишь красивой теорией. А 4 января, накануне Дня своего Ангела, встаю вместе с хором на клирос – читаю и пою как простой певчий.
Среди наших прихожан, конечно, есть и сирийцы, и ливанцы, но их в Москве не так много, так что в основном в наш храм ходят такие же обычные россияне, как и во все остальные храмы Москвы. Они спокойно молятся у нас и участвуют в Таинствах, ведь между Антиохийской и Русской Православной Церковью есть каноническое общение. Конечно, многих из тех прихожан, которые ходили в наш храм тридцать лет назад, сейчас уже нет на свете, но теперь к нам ходят их дети.

А вообще жизнь в Церкви не ограничивается только стоянием на службах. У нас на приходе постоянно кипит жизнь, есть воскресная школа – отдельно для детей и для взрослых. Мы устраиваем на Подворье благотворительные обеды и даем каждому, кто оказался за столом, пакет с продуктами на всю неделю – но это все равно мелочи по сравнению с тем, как Россия помогла Антиохийской Церкви в XIX веке. Вообще, чего только не пережила наша Церковь за свою историю: нашествие ислама, крестоносцев, турецкое владычество, и в конце концов, как и Россия – коммунизм...»

Между прочим, не только Россия помогала Антиохийской Церкви в трудное время. При советской власти Антиохийское подворье стало местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации» – то есть его паспортные данные не передавались специальными наблюдателями в исполком, как в других православных храмах. Подворье Антиохийского Патриархата власть просто не могла к этому принудить. Вот люди и приезжали отовсюду, и епископ Нифон лично крестил и венчал тогда сотни православных со всей России, среди которых были и высокопоставленные чиновники, и просто известные люди.

«Я расскажу вам, как я жил при советской власти, – говорит владыка. – Однажды на Вербное воскресенье у меня на службе присутствовал бывший президент Ливана Амин Жмаэль. И вдруг во время крестного хода я увидел двух людей «из органов» – без моего благословения и разрешения они фотографировали христиан, пришедших в храм, – видимо, чтобы потом передать снимки в соответствующее ведомство. Я, как был, в облачении, подошел к ним и у всех на глазах просто забрал технику, сказав, чтобы больше я их рядом с храмом не видел.

Тогда многие боялись, что последуют санкции, но ведь в рамках своего епископского служения я сделал то, что должен был сделать – защитил свою паству. Кстати, за подобное неуважение к органам мне потом ничего не было, но только потому, что я не был гражданином СССР и фактически по своему статусу являлся официальным представителем. Власть не могла ко мне подобраться, потому что я всегда старался действовать в рамках советского законодательства. В данном случае, исходя из указа об отделении Церкви от государства, госслужащие просто не имели права делать в моем храме что хотят! Это ведь их собственные законы, я их не нарушал (смеется). А однажды, еще при Андропове, перед Пасхой ко мне пришли человек десять из милиции и сказали, что крестный ход устраивать нельзя. Я им ответил: «У нас не музей, а Живая Церковь. К тому же нехорошо вам иметь за границей такую репутацию», – а у меня тогда на праздник были приглашены посол США Хартман, посол Люксембурга Гидемейзер и посол Нидерландов Ван Ахт. В итоге порядок во время крестного хода обеспечивали не менее ста сотрудников милиции. И на пасхальное приветствие «Христос воскресе!» милиционеры негромко, но все-таки отвечали: «Воистину воскресе!».

В то время в центре города было очень мало действующих храмов, поэтому в родительские субботы у нас на Подворье собиралось много людей. В одну из таких суббот я увидел, что староста, назначенный «органами», стоит у церковного ящика, с нетерпением ожидая окончания службы, чтобы забрать все пожертвования и поделить их со своими «работодателями». Это бывало и раньше, но в тот день я вышел на амвон и обратился к верующим со словами: «Дорогие и возлюбленные! Мы, священнослужители, многим вам обязаны. Поэтому все материальные пожертвования сегодня отменяются – у нас «ленинский субботник!». Через две недели этого старосту сняли.

Все эти годы служить владыке помогали русские священники, которых направляла на Антиохийское Подворье Московская Патриархия. Сейчас, когда представителям разных культур и традиций так трудно порой находить общий язык, даже удивительно, что у них не возникало никаких конфликтов.

«На протяжении всех этих лет я никогда ни на кого из них не пожаловался. У нас никогда не было ссор, мы понимаем друг друга с одного взгляда, – владыка шуточно сводит брови, демонстрируя этот самый взгляд. Но тут же становится серьезным. – Самое главное, что я стараюсь внушить им – это любовь к пастве, к церковному народу. Я всегда им напоминаю пример Господа, Который любит нас настолько, что ради нас не пожалел Себя. Люди всегда должны видеть в священнике своего отца и пастыря и не бояться приходить к нему за советом. Однажды я сказал одному священнику: я к тебе пошлю людей, исповедуй их, пожалуйста, очень долго. Он спросил: долго – это сколько, Владыка? Я ответил: спроси их обо всем, что тревожит их душу, дай им необходимые советы, но самое главное – будь к ним милосерден. В мире и так хватает горя, и ты должен уметь это горе и эту тяжесть взять на себя и понести.

Мы только служители Церкви, и хотя через нас, недостойных, Господь посылает Свою благодать, не мы разрешаем грехи. Господь через нас Сам делает это, и если мы помним, что через нас действует Бог, все меняется. А когда человек думает, что он сам разрешает грехи – это беда. Я очень люблю Достоевского, и всегда вспоминаю, как у него старец Зосима от всей души поклонился в ноги пришедшему к нему грешнику, Дмитрию Карамазову. Вот и мы тоже должны делать так.

Христиане вообще обязаны жить иначе и воплощать в себе все то, о чем говорят другим. Нам нельзя быть «как все»! Мы должны делить с людьми их радость, но не должны поддаваться на соблазны мира. Тогда и люди будут к нам по-другому относиться, и душа наша будет спокойна. Святость – это отделенность от всего злого, и если мы будем святы, мы действительно сможем радоваться. А жить надо в радости, ведь Сам Господь нам сказал: “Радуйтесь!”»

Екатерина ПРОГНИМАК

Митрополит Филиппопольский Нифон о будущем сирийского Православия, европейской демократии и сотрудничестве с католиками

– Ваше Высокопреосвященство, вы служите в России уже почти четыре десятка лет и стали родным для многих москвичей архипастырем. Как вам, коренному ливанцу, удалось привыкнуть к другому укладу жизни и климату?

– Вот и вы с ходу противопоставляете наши народы. А я считаю, что русские – люди по натуре восточные. Это по технологиям и цивилизации, конечно, западные, а в духовном плане – восточные. Нас многое объединяет. Так что мне здесь очень легко. Россия – великая держава, а народ в ней духовный. Только в русском языке есть фраза: «Что у тебя на душе?» Все остальные народы при встрече спрашивают: «Как дела?» Что касается климата, я был очень молод, когда начал жить здесь, и быстро привык. В России много искренне верующих людей. Сколько в Москве было действующих церквей, когда я приехал? Сорок шесть. А сейчас – больше тысячи! Даже в советские годы, когда были гонения, я ощущал: вера хранится в народе. Низкий поклон бабушкам и дедушкам, которые ее сохранили!

– Теперь христиан преследуют уже на Ближнем Востоке, где полыхает война…

– Христиане в Сирии жили прекрасно. Наши синодальные решения беспрекословно исполняются государством. Это касается бракосочетания, развода, усыновления. Кроме того, мы не платим коммунальные услуги за использование в храмах воды и электричества – христианские храмы освобождены от этого, как мечети. Оппозиция решилась на переворот и хотела, чтобы власть принадлежала суннитам, которых в стране большинство. К сожалению, многие поддержали эту затею материально и технически. На деле – в Сирию заявились террористы ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. – Прим. ред.). В итоге – чудовищные последствия. Посмотрите, до чего они дошли, хотя первоначально требовали всего лишь реформ?! Разрушены храмы, монастыри. Захватили наших митрополитов, убили священников, пострадали мирные жители. Как связаны реформы государства с уничтожением Церкви?! И когда представители Запада говорят о демократии, я отвечаю: шариат не лучший союзник для демократии. Особенно западной, построенной исключительно на правах человека.


Каноническая территория Антиохийской Православной Церкви по данным официального сайта Баламандского университета на 2013 год

– Каким вам видится будущее сирийского Православия?

– Конечно, оно там останется. И храмы наши там будут. Никто и никогда этого у нас не отнимет. Но половина-то страны уже уничтожена. Что касается мигрантов, большинство из них уезжают не потому, что им плохо на родине, а из-за появившейся уникальной возможности пожить в Германии, Дании и других западных странах. Им там платят пособия, они прекрасно себя чувствуют. Так что пусть те, кто говорит о правах человека, теперь принимают их и угощают.

– Каково значение для Антиохийской Православной Церкви может иметь недавняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском?

– Она очень важна для всего православного мира. Мы не можем причащаться вместе с католиками, зато можем многое другое: бороться с терроризмом, защищать христиан, свидетельствовать о нашей вере в современном мире. У нас на Востоке с католиками сотрудничают очень тесно. Много общественных христианских организаций, в которых трудятся христиане разных конфессий. В Ливане много смешанных браков. У меня на родине, кстати, все традиционные религии представлены во власти, и это закреплено в конституции: президент страны – христианин-маронит, премьер-министр – мусульманин-суннит, председатель парламента – шиит, его заместители – православные. Половина парламента – христиане, другая половина – мусульмане. Как похвально, что конституция преимущественно православной России декларирует светский характер государства, но в отношении других религий здесь также действуют демократические нормы. Возвращаясь ко встрече Святейшего Патриарха и Папы, хотел бы обратить внимание на уважение, с каким во всем мире отнеслись к Патриарху Кириллу, к его доброй воле и его точке зрения. Его Святейшество с большим достоинством сказал о том, что считал нужным донести до Папы Франциска. Так говорить может только очень сильный человек. А благодаря чему Патриарх приобретает такую силу? Конечно, благодаря вере своего народа, своей многомиллионной паствы.

– Вы не раз говорили о любви к русской духовности. А что в России вам особенно дорого?

– Я очень люблю ваше богослужение. Меня восхищают его тонкость и строгий порядок. Посмотрите, например, как возвышают душу человека красивые голоса архидиаконов, как кланяются друг другу иподиаконы. Какое благочестие у народа, сколько человек стоят в очереди на исповедь, сколько свечей горит! Ну и конечно, дисциплина, которая, я бы сказал, в крови у Русской Церкви. Бывает, 320 архиереев служат как один. Я очень люблю русскую музыку: Чайковского, Бортнянского, Чеснокова, Архангельского, и как приятно, что ныне митрополит Иларион продолжает этот список великих композиторов; книги: среди любимых авторов – Федор Достоевский и Михаил Булгаков.

– Какое напутствие на Великий пост вы хотели бы дать нашим читателям?

– Лично я каждый раз с нетерпением жду этот период. В храме начинают петь Покаянный канон Андрея Критского, и я уже чувствую, словно нахожусь в другом мире. Во время службы стараюсь донести до людей мысль, что в Великий пост ни в коем случае не надо ходить хмурыми и унылыми. Радуйтесь и вникайте в веро­учение нашей Церкви.

Значение НИФОН (САЙКАЛИ) в Православной энциклопедии Древо

НИФОН (САЙКАЛИ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Нифон (Сайкали) (род. 1941), архиепископ Филиппопольский, патриарший викарий, представитель Антиохийского патриарха при патриархе Московском и всея Руси (Антиохийская Православная Церковь).

В 1959 году окончил математический факультет колледжа при Американском университете в Бейруте и в том же году был рукоположен во диакона. Тогда же он впервые приехал в Россию для учёбы в Московской духовной академии.

9 мая 1977 года в сане архимандрита был назначен постоянным представителем Антиохийского патриарха в Москве, настоятелем Москвского Антиохийского подворья. Под его духовной опекой живёт небольшая антиохийская диаспора в России - сирийцы, палестинцы и ливанцы, а также русские прихожане.

13 ноября 1988 года был хиротонисан во епископа Филиппопольского, викария, патриарха Антиохийского, представителя Антиохийского патриарха при патриархе Московском и всея Руси (Антиохийская Православная Церковь).

По его словам, он так полюбил Россию, что отказался от сана митрополита Австралии, не желая уезжать.

Епископ Нифон - почетный член клуба Дипломатической академии России. Владеет, помимо родного арабского, русским, английским и французским языками.

ордена Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской Православных Церквей.

государственный Ливанский орден «Ливанского достоинства» (от президента Ливана, 2003).

государственный Российский орден Дружбы (от президента России В. В. Путина, 7 сентября 2007, "за большой личный вклад в укрепление дружественных связей между народами России и стран Ближнего Востока").

Использованные материалы

http://www.patriarchia.ru/db/text/350826.html

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2668

«Епископу Филиппопольскому Нифону, Московскому представителю Антиохийского Патриарха, вручен орден Дружбы», 7.IX.2007:

http://www.pravoslavie.ru/news/070907154207

«Представитель Антиохийского Патриарха в Москве епископ Филиппопольский Нифон награжден орденом Дружбы», 6.IX.2007:

http://www.patriarchia.ru/db/text/277557.html

«Посланник древней Антиохии», 15.VI.2005:

http://religion.ng.ru/facts/2005-06-15/1_antiohia.html

«Представителю Антиохийского Патриарха в России епископу Нифону исполнилось 60 лет», 4.XII.2001:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=534

«Епископ Нифон: “Мне приятно служить русскому народу”»:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=679

Http://www.bogoyavlenskoe.ru/about/hrami/antiohiiskoe_podvorie/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НИФОН (САЙКАЛИ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИЛИППОПОЛЬ-СИРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппопольская (Шахбская) викарная епархия, викариатство патриаршего престола Антиохийской Православной Церкви. Епархия с кафедрой в …
  • КОНСТАНТИН (ПАПАСТЕФАНУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин (Папастефану) (род. 1924), митрополит Багдадский и Кувейтский, ипертим и экзарх всей Месопотамии. Родился …
  • ЕПИСКОПАТ АНТИОХИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Антиохийской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии Предстоятель …
  • 21 НОЯБРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 4 декабря по новому стилю Ноябрь (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 …
  • ФЕОФИЛАКТ (МОИСЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофилакт (Моисеев) (род. 1949), епископ Брянский и Севский. В миру Моисеев Николай Алексеевич, родился …
  • ФЕОФИЛАКТ (КУРЬЯНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофилакт (Курьянов) (род. 1974), епископ Смоленский и Вяземский, управляющий приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Васнев) (род. 1961), епископ Тамбовский и Мичуринский. Родился 26 января 1961 года в …
  • РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румынская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Румынский Патриархат. Официальный …
  • НИФОНТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нифонт - имя ряда патриархов Константинопольской Церкви: Нифонт I , патр. 9.V. 1310 -11.IV. 1314 …
  • НИФОНТ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нифонт II Константинопольский (ок. 1435 / 1440 - 1508) , патриарх, святитель …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • ИРИНАРХ (ГРЕЗИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иринарх (Грезин) (род. 1951), епископ Пермский и Соликамский, ректор Пермской духовной семинарии. В …


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: